Всероссийский фестиваль «Театральная стрелка» открылся в Нижнем Новгороде "18+"

12.04.2019 в 10:08, просмотров: 432

«Я не понимаю, как можно театр и средне срежиссированный перформанс, который мы сегодня увидели, ставить на один уровень!» – написал в комментарии под моим постом в «Фейсбуке» известный нижегородский киновед. А пост был про открытие конкурсной программы всероссийского фестиваля независимых театров «Театральная стрелка» спектаклем мастерской Брусникина «Сонм» (18+).

Всероссийский фестиваль «Театральная стрелка» открылся в Нижнем Новгороде
Фото: Ирина Назарова

Спектакль-исследование внутреннего мира человека, фактически создавшего секту хиппи-убийц, возможно, действительно напоминает перформанс, но это не отменяет того, что он заставляет зрителя все полтора часа, которые длится действие, напряженно следить за происходящим на импровизированной сцене-помосте, побуждает думать и чувствовать. Вместе с актером (Василий Буткевич) зритель пытается проследить за развитием человеческой личности, понять, как она приходит к тому, что лежит за гранью понимания.

Впрочем, моего оппонента возмутило не столько мое восхищение этим «театрализованным перформансом», сколько то, что я упомянула о нем в одном предложении с другим спектаклем фестиваля, идущим вне конкурсной программы, который был показан на открытии «Театральной стрелки», – «Сибирь» (16+) «Театра ненормативной пластики» (Санкт-Петербург). Но я их не сравнивала, разумеется, потому что сравнивать два таких разных спектакля – дело совершенно неблагодарное и даже бессмысленное. Я лишь упомянула, что они оба – моноспектакли одного актера: спектакль-исследование превращения человека в маньяка-убийцу и спектакль-монолог старика, которого семья отправила в хоспис.

«Сибирь» – очень сильный спектакль, с совершенно потрясающей актерской работой совсем молодого Сергея Азеева, который играет 86-летнего старика с непростым характером, обреченного провести последние дни своей жизни в приюте, в хосписе, где без взяток врачам и медицинскому персоналу не выжить, где стариков заставляют лежать и иногда даже привязывают к кроватям, не дают пить, чтобы меньше убирать за больными.

В какой-то момент вдруг понимаешь, что он рассказывает не про Россию, а про Австрию, а в Сибири этот старик когда-то отбывал срок в лагере для военнопленных. Отсюда и название спектакля. В Сибири ему было лучше, чем в приюте, куда он попал по воле своей семьи. Этот спектакль тоже побуждает зрителя думать и чувствовать, но совершенно по-другому.

Собственно, именно за этим мы и ходим в театры – что-то необычное почувствовать, с другого ракурса взглянуть на известные вещи, задуматься и понять для себя что-то совершенно новое. И фестиваль «Театральная стрелка» предлагает нам все эти возможности. В программе феста кроме спектаклей и обсуждений после них есть мастер-классы, лекции и круглые столы.

Но самое интересное все-таки именно показы спектаклей конкурсной программы, и они как раз практически все еще впереди. Следующий – «Хроники Макбета. Короли подъезда» «Театра 18+» из Ростова-на-Дону (18+) – состоится 13 апреля. Он рассказывает о пожилых супругах, которые когда-то служили офицерами НКВД, а теперь задумывают убить свою соседку, чтобы стать наконец главными в подъезде. Говорят, что Шекспира в пьесе по минимуму, но борьба за власть самая настоящая.

По итогам фестиваля экспертный совет выберет победителей в номинациях «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль» и «Лучший спектакль».

Ознакомиться с программой фестиваля и выбрать самое интересное можно на сайте ЦТМ http://ctm-nn.ru/teatralynayastrelka/.