Нижегородский театр драмы поставил спектакль «Тарас Бульба» "12+"

21 марта состоится премьера спектакля «Тарас Бульба» в Нижегородском театре драмы. Корреспондент «МК в НН» побывал на закрытой репетиции и пообщался с создателями постановки.

Нижегородский театр драмы поставил спектакль «Тарас Бульба» "12+"
Фото: Наталья Битулина

Произведение Гоголя «Тарас Бульба» многие помнят из школьной программы. Однако если перечитать его произведение в сознательном возрасте, открываются совершенно иные смыслы.

«В этот момент понимаешь, что ты совсем другое читал или тебя немного другому учили. Это тяжелый спектакль», – отмечает режиссер-постановщик Олег Липовецкий.

Это произведение Гоголя ставится редко в последнее время. Спектакль совершенно не связан с событиями на Украине и абсолютно связан с ними, как связан и со всеми войнами, которые идут в мире. Однако спектакль соотносить с Украиной не хотели, может быть, поэтому в нем нет шаровар.

Сюжет актуален и сегодня, как актуальны и все произведения Гоголя, потому что, отмечает Липовецкий, история развивается по спирали. И как раз сейчас мы все находимся в том витке, когда текст звучит так, будто написан снова про нас. Сергей Блохин, исполняющий роль Тараса Бульбы, во время репетиций много удивлялся: «Даже когда перечитывал, спрашивал: это точно Гоголь или это сейчас добавлено? Гоголь. Где? Вот. И это? И это. Как будто сейчас писал».

Однако в постановку добавили сцену, которой нет у Гоголя, – молитва Андрия при виде умерших в городе людей. Это один из способов, который предлагает режиссер, чтобы войти в прямой контакт со зрителем, потому что постановка стремится к тому, чтобы стать театром без четвертой стены.

Артист рассказывает историю героя, предлагает стать соучастником, а не сторонним наблюдателем. Зрители должны совершать выбор вместе с героем или чувствовать отсутствие выбора, которое ощущает он.

Постановка не придерживается историзма, поэтому шаровар в спектакле нет. Как нет мазанок, глиняных кувшинов и чубов у артистов. Костюмы, как отмечает Липовецкий, много значат в постановке. Они сделаны достаточно тонко в плане смысла. Если посмотреть на костюмы по отдельности, они не похожи на форму. Однако, когда вся труппа на сцене, становится очевидно, что перед нами «абсолютно военные люди». Липовецкий, описывая это, цитирует Фридберга: «Каждый сам по себе – добрый, честный, измученный человек. А все вместе – банда».

В сценографии спектакля практически нет реквизита. Большую часть сцены занимает конструкция, представляющая собой расколотую, неровную землю, которая у художника-постановщика Якова Каждана возникла после тщательного изучения искусства романтизма. Для него было важным передать время, а не сюжет.

Этот спектакль о расколе в семье, между людьми разных эпох. Потому что Тарас – это одна эпоха, а Андрий – другая. С первых репетиций велись споры о том, является ли предателем Андрий, однако это тот вопрос, на который каждый отвечает себе сам.

«Был образ расколотой, вздымающейся земли, которая не выдерживает того, что на ней происходит. Больше всего повезет тем, кто будет сидеть на балконе, потому что там лучше виден замысел», – поясняет Яков Каждан.

На этой неровной земле будет происходить все действие, в том числе и поставленные хореографом Ольгой Васильевой батальные сцены. В спектакле много пластики.

Возникали сложности с перевоплощением, поделился Сергей Блохин: «Работая над ролью, вытаскиваешь какой-то свой опыт. У меня нет опыта, как получать наслаждение от войны. Я считаю, что Андрий – предатель. Но как сыграть убийство сына?»

Однако режиссер отмечает, что получилось отлично и от Деда Мороза, на которого похож актер, в Тарасе Бульбе не останется ничего. А зрители могут сами оценить постановку уже 21 марта, когда состоится премьера спектакля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 20 марта 2019

Заголовок в газете: Гоголь современен как никогда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру