Выставки работ театрального художника Виктора Герасименко открылась в Нижнем Новгороде "6+"

На выставке представлены работы советских лет

7 февраля, в день рождения Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького, состоялось открытие выставки работ театрального художника Виктора Герасименко «Больше, чем художник».

На выставке представлены работы советских лет
Фото: Алексей Шеянов

Говорят, что первым должность сценографа на российской сцене учредил в своей частной русской опере Савва Мамонтов – Савва Великолепный, московский Медичи, как его прозвали современники. На спектаклях в его театре почитали за честь работать талантливейшие художники своего времени. К примеру, сценографией к опере «Садко» занимались сразу Врубель, Серов, Малютин и Коровин, а искусствоведы не раз писали об «особой музыкальности» декораций Коровина. Эскизы декораций этих художников сейчас ценятся ничуть не меньше, чем другие их живописные работы.

«Вообще выставки театральных художников чрезвычайно редки, – констатировала печальный факт руководитель литературно-драматической части театра, инициатор выставки Тамара Яровикова. – Такое сложилось отношение к театральным художникам. Скажу вам по секрету: их даже раньше не очень охотно принимали в Союз художников».

А вот, к примеру, Коровин считал свою сценографическую работу в театре не менее важной и значимой, чем работу над живописными произведениями. «Одними красками не возьмешь, – говорил он. – Я должен понять замысел композитора… Ритм движения музыкальной мысли рождает во мне ответную музыку красок».

Рассматривая экспонаты небольшой по размеру выставки в фойе второго этажа нашего театра драмы, посвященной работе и творчеству одного из талантливейших театральных художников, заслуженного деятеля искусств РСФСР Виктора Герасименко (1910–1971 гг.), понимаешь, что эти работы действительно «музыка красок» и настоящее искусство. Можно бесконечно рассматривать его эскизы декораций, например, к спектаклю «Живой труп» постановки 1949 года. В экспозиции представлены четыре перемены декораций с разными живописными задниками, один из них – потрясающей красоты сад. При небольшой доле воображения мы можем представить, как 70 лет назад была оформлена сцена в разных действиях, как менялись декорации.

За два года до спектакля «Живой труп» в нашем театре была поставлена «Молодая гвардия» по роману Фадеева. Это была одна из первых постановок произведения на театральной сцене, практически сразу после войны, когда память о ее ужасах еще была жива и кровоточила. На выставке представлен потрясающей по выразительности и лаконичности эскиз занавеса к этому спектаклю. Говорят, в то время нередко случалось так, что занавес только открывался – и зрители начинали аплодировать. Еще не происходило никакого действия, еще актеры не вышли на сцену, а зрители аплодировали сценографии, создателям декораций. Виктору Яковлевичу Герасименко.

На открытии выставки присутствовали невестка – жена сына Герасименко Нина Владимировна, внук Никита и правнучка Анна. Родственники предоставили для экспозиции эскизы костюмов Виктора Яковлевича. Дело в том, что эскизы костюмов сложнее всего найти по прошествии времени. Такой отработанный материал – как только костюмы пошиты, эскизы выбрасываются или раздаются как сувениры по друзьям и родственникам. У нас на даче, к примеру, висят несколько таких работ из кукольного театра, потому что няня нашего сына подрабатывала там гардеробщицей, так к ней попало несколько штук. А ведь эскизы эти – настоящие произведения искусства, прекрасные и завораживающие живописностью и красотой деталей.

Особая гордость организаторов выставки – сохранившиеся эскизы костюмов к спектаклю первого послевоенного года по пьесе А. Н. Островского «Горячее сердце». Тут есть почти все персонажи. Это и одна из первых работ художника на сцене нижегородского театра, так как он пришел в наш театр драмы в 1946 году. Уже в следующем, 1947-м стал главным художником театра, а в 1963-м был назначен директором Горьковского театра драмы. И с тех пор Виктор Яковлевич совмещал две главные должности. И с большим успехом.

«Он был вообще всем в театре. Время, связанное с его деятельностью, счастливая пора в нашем театре, – вспоминает народный артист России Георгий Демуров, которого В. Герасименко еще студентом Горьковского театрального училища пригласил в театр. – Виктор Яковлевич не был директором в привычном смысле этого слова, хотя и выполнял все обязанности этой ответственной должности. Благодаря его авторитету все областное управление культуры с почтением и благоговением относилось к нашему театру. Но прежде всего он был творческим человеком. Художником».

«Виктор Яковлевич Герасименко – один из талантливейших художников театра, – говорит Тамара Яровикова, – его работы человеку, готовому их услышать, могут рассказать о многом. Ведь художники отражают отчасти пьесу, отчасти – время и моду на определенный театральный стиль, а отчасти – замысел режиссера. И совместить все это, создав гармоничный образ, не так-то просто».

По воспоминаниям знакомых, для художника Виктора Герасименко пространство сцены, казалось, не имело реальных границ: он мог его сжимать и раздвигать как угодно. Он был убежден, что художник – не иллюстратор, а соавтор режиссера, поэтому стремился с первых же сцен передать атмосферу той или иной пьесы, создать образ спектакля. Главным элементом любой декорации и любого костюма для него всегда была мысль.

И вот эти воплощенные мысли художника организаторам выставки каким-то чудом удалось тоже найти. На почетном месте в экспозиции представлены настоящие костюмы, сшитые по его эскизам. С их помощью зрители могут проследить работу художника от замысла до воплощения.

Нина Сергеевна Барышева, которая уже много лет следит за сохранностью театральных сокровищ, нашла, отреставрировала и предоставила для выставки костюмы, которые «играли» в спектаклях Герасименко в 1951–1952 годах. «У нас запасник очень большой, – улыбается Нина Сергеевна. – Там все можно найти. Есть ткани, которые долго не живут. Но вот это – хлопчатобумажный бархат, – Нина Сергеевна подходит к коричневому халату, сшитому по эскизу к спектаклю “Ревизор”, – ему практически ничего не делается. Этот халат играл у нас во многих спектаклях, кстати. Так всегда бывает с костюмами: ставится премьера, я смотрю эскизы, прикидываю: вот это у нас есть, и мы идем с художником на склад, смотрим костюмы, почти всегда можно что-то найти. К примеру, есть у нас костюм XIX века, который вы можете даже в этом сезоне увидеть в спектакле “Женитьба”».

Организаторы выставки приглашают своих зрителей приходить на вечерние спектакли чуть раньше и обязательно посмотреть экспозицию, которая расположена в фойе второго этажа театра.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 13 февраля 2019

Заголовок в газете: История театра в декорациях

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру