Концерт всемирно известного музыканта Сергея Крылова состоялся в Нижегородской филармонии

07.02.2019 в 12:10, просмотров: 277

«Надо же, я в первый раз такое вижу, чтобы смычок у скрипача за время концерта – и в клочья!» – сказала моя приятельница после концерта Сергея Крылова с Литовским камерным оркестром в Нижегородской филармонии.

Концерт всемирно известного музыканта Сергея Крылова состоялся в Нижегородской филармонии
Фото: Анна Бугрова

И в самом деле, после каждого исполненного произведения Сергей Крылов обрывал целые пучки конского волоса, свисавшие с разных концов смычка. И играл дальше. Играл, как всегда, упоенно, виртуозно, с немыслимой самоотдачей.

Он и не скрывает, что отдает всего себя во время концерта. «Как я себя чувствую потом? Это полное опустошение, особенно на следующий день, – поделился он с журналистами во время пресс-подхода. – Поэтому и невозможно играть, скажем, 200 концертов в год. Это очень тяжелая работа, которая требует огромного количества душевных и физических сил».

На следующий день после концерта в Нижегородской филармонии Сергей Крылов с Литовским камерным оркестром играл концерт в Большом зале консерватории в Москве. Этот московский концерт стал знаковым для оркестра, потому, что ЛКО более 20 лет не выступал в столице.

Основанный в 1960 году в Вильнюсе профессором Литовской академии музыки, народным артистом СССР Саулюсом Сондецкисом, оркестр был необыкновенно популярен в Советском Союзе. И даже стал первым оркестром республики, получившим право выступать за пределами СССР. В 1988 году 17-летний Сергей Крылов совместно с ЛКО записал пластинку на фирме «Мелодия», которая стала тогда очень известной. «Мне этот диск до сих пор приносят на подпись не только в России, но и за рубежом, – улыбается Сергей Крылов. – Так что, возможно, он и сейчас продается».

Сергей руководит оркестром с 2008 года и вместе с музыкантами ЛКО очень ждал этого московского концерта. «Большое возвращение» – так он назвал его, откровенно надеясь, что следующий перерыв не будет столь длительным. Ведь организовать гастроли оркестра, даже камерного, чрезвычайно сложно и затратно. Но Москва, как мы все знаем, это не совсем Россия. А вот в Россию Литовский камерный оркестр вернулся на шесть лет раньше, во время Сахаровского фестиваля в Нижнем Новгороде в 2012 году.

Это был грандиозный концерт, который продолжался три часа, тогда с ЛКО пел хор Минина. «Концерт имел феерический успех, – с удовольствием вспоминает Сергей Крылов. – И вот, помятуя о том концерте, в этот раз мы представляем программу, которая будет составлена из композиций Нино Рота “Концерт для струнных”, “Далекий свет” потрясающего композитора Петериса Васкса, а во втором отделении будет исполнена соната “Дьявольские трели” Тартини в обработке Крейслера и “Андалузский романс” Пабло де Саросате. Программа очень виртуозная, сложная, красивая и многогранная. Я надеюсь, что нижегородская публика оценит наш выбор программы сегодня и получит от концерта незабываемое музыкальное удовольствие».

И публика оценила. После каждой композиции исполнителей буквально захлестывало волной аплодисментов. Даже на суровых лицах литовских оркестрантов где-то к середине концерта начали расцветать поначалу робкие, но с каждой отыгранной вещью все более уверенные улыбки. А уж во время финальной овации все радовались совершенно откровенно. Ведь исполнители не только отдают, они получают ответный заряд из зрительного зала. А зал просто бесновался. Я такого после концертов симфонической музыки еще не слышала. Сравнимо с отдачей во время рок-концертов.

Одна из слушательниц после концерта написала у себя на страничке в «Фейсбуке»: «Он (Сергей Крылов) играл этот парафраз сегодня – а я сидела и думала, что в XIX веке скрипачи в музыкальном мире были в статусе нынешних рок-звезд – с беснующимся залом и экзальтированными барышнями, падающими в обморок – ну, или кидающимися музыканту на шею, разрывая на себе корсет». С разрыванием корсета она, конечно, погорячилась: насколько я помню его конструкцию, разорвать его было не под силу даже сильному мужчине, но ощущение в целом передано верно.

Нижегородцы давно знают и любят Сергея за утонченную музыкальность, блистательную виртуозность в сочетании с глубоким лиризмом и красотой звука. Когда я спросила Сергея, отчего он так часто приезжает с концертами в Нижний, потому ли, что его тут так любят, или потому, что сам любит наш город, он не задумался ни на секунду: «Это взаимная большая любовь», – сказал он.