Второй сезон проекта «Наиzнанку» стартовал в Центре театрального мастерства "18+"

01.02.2019 в 10:59, просмотров: 768

Есть такой старый анекдот про урок труда в школе. Учительница называет тему: «Выворачивание канта наизнанку». А одна из учениц уточняет: «Это что же такое получается: нравственный закон над головой, а звездное небо внутри нас?» В проекте «Вечер актерской импровизации «Наиzнанку» нравственным законом над головой участников, без сомнения, являются его авторы-создатели и бессменные ведущие Евгений Пыхтин и Лев Харламов.

Второй сезон проекта «Наиzнанку» стартовал в Центре театрального мастерства
Фото: Роман Бородин

А звездным небом – то содержание, «нутро», которое в процессе импровизации «выворачивают» актеры, решившие принять участие в этом действе. Потому что, по мнению Евгения Пыхтина, настоящий театр – это не шоу, которое на самом деле, по сути, застывшая форма, демонстрирующая готовый результат, а в первую очередь содержание.

«Театр возникает, когда что-то происходит, когда ты открыт и идет какая-то провокация, панч, столкновение, – поясняет свою мысль Евгений. – Этого очень сложно добиться, потому что в театрах часто все закрывают мизансценами, светом, костюмами, которые для артиста могут быть непонятны и абсолютно не свойственны, а он должен это все оправдать».

Ведь артист в норме имеет большой потенциал, но чем больше артиста загонять в рамки, тем меньше он может. Задача проекта «Наиzнанку» – задав правила игры, снять эти рамки. Неслучайно своеобразной канвой проекта являются актерские тренинги, но тренинги, доработанные до провокационного сценария.

«Мы придумываем препятствия, которые артист должен преодолевать на сцене, и выстраиваем их абсурдным образом. Для меня здесь главное слово – это “провокация”, мне надо так уколоть актера, чтобы он сказал “Ай!” и начал отыгрывать», – признается Евгений.

21 января шестеро артистов разных нижегородских театров вышли на своеобразный ринг, где провели пять раундов импровизированных боев. Участники поединков Олег Шапков (Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького), Константин Еремеев («Вера»), Иван Пилявский (Нижегородский государственный ордена «Знак Почета» театр юного зрителя), Руслан Кутлыев и Марина Замыслова (содружество актеров «К.А.Р.М.А.»), Екатерина Беляева (задействована в спектаклях ЦТМ и театра «Преображение») вышли к зрителям в боксерских халатах, капюшоны которых поначалу скрывали лица. Квадратная площадка, где действовали артисты, расположилась посередине. Зрители для большего сходства с настоящим боксерским рингом сидели по трем сторонам от нее.

В первом сезоне проекта «Наиzнанку» рассадка зрителей была классической: артисты сидели по кругу, для финала сооружались сложные декорации, там был и стог сена, и большая белая веранда с фортепиано. Новый же проект – это абсолютный эксперимент.

По словам второго автора и ведущего проекта Льва Харламова, это эксперимент не только для артистов, но и для создателей: «Страшно делать что-то в первый раз, а делать во второй раз еще страшнее. Первый сезон был колоссально успешен, и мы как будто бы должны были повторить этот успех, но при этом все, что было в первом сезоне, мы решили отменить, нам хотелось сделать проект заново, попробовать какие-то новые ходы. Мы тоже идем на риск, на эксперимент, иначе какая это импровизация? Каждый раз мы пытаемся вернуть зрителей и актеров в настоящий театр в самом глубоком понимании, и коллеги говорили нам, что получили большое удовольствие от существования на сцене».

Победителя первой игры сезона традиционно выбрали зрители. Всем на входе раздали маленькие шоколадки, такие своеобразные сладкие голоса, количество которых в самом конце определило победителя. В этот раз им стал Олег Шапков, в корзинке с его именем оказалось 42 шоколадки. Нижегородцы знают его по ролям Ораса в мольеровской «Школе жен», бургомистра в спектакле «Тот самый Мюнхгаузен», штабс-капитана Василия Соленого в спектакле «Три сестры». Кроме того, Олег Шапков в разное время принимал участие в спектаклях антрепризы Антона Маркова при Доме актера, Маленького театра Натальи Заякиной, театра одновременной игры «Zоопарк» и Нижегородского ТЮЗа. Не так давно кукольный спектакль-мистерия «И дольше века длится день» по одноименному роману Чингиза Айтматова – совместный проект музея истории ГУЛАГа и творческого объединения «Таратумб» с участием Олега Шапкова получил «Золотую маску» в номинации «Куклы».

«Почему такой разновозрастной состав участников проекта? – поинтересовалась я у Евгения Пыхтина. – Ведь чем опытнее актер, тем меньше шансов у его соперников, разве нет?»

«Нет, – однозначно ответил он. – В каждой игре у нас есть два возрастных, два молодых и два актера среднего возраста. Впрочем, в нашей игре нет правил. Это же импровизация. Мы можем придумать что угодно, формат “Наиzнанку” позволяет практически все. Может быть, мы сделаем игру с одними студентами или будет игра, где одни старики».

А вот девушек из шести участников во всех играх проекта ни разу не было больше двух, на мой очевидный вопрос почему Евгений отвечает не задумываясь: «Ну, потому что театр – это мужское дело, – и смеется, сам чувствуя некоторую неполиткорректность своего высказывания. – Я не говорю, что талантливых девочек мало, просто многие отказываются по ряду причин, ну и вообще парней в театре все-таки больше».

Но, несмотря на некоторый мужской шовинизм, в целом проект, безусловно, прекрасный, смешной и по-настоящему уникальный. У организаторов много идей, которыми, правда, с прессой они не делятся из разумных опасений плагиата. Но обещают, что каждая следующая игра сезона будет дарить зрителям новые впечатления и показывать звездную изнанку актеров с новых неожиданных ракурсов.

Следующий вечер актерской импровизации «Наиzнанку» состоится 18 февраля.

18+