В нижегородском Арсенале открылись три выставки зимнего сезона "12+"

Детство – не такая уж безоблачная пора, как нравится думать взрослым. Если немножко сосредоточиться, то легко можно припомнить ссору с лучшим другом, некупленную куклу или порванные и спрятанные бабушкины бусы, а потом долгие дни ужаса в ожидании возмездия. Зато все эмоции в детстве чище и ярче. Если ссора, то отчаяние и навсегда, но уж если радость, то неприкрытая, до визгу, до головокружения, если печаль, то такая, что даже на улице из-за нее идет дождь.

В нижегородском Арсенале открылись три выставки зимнего сезона "12+"
Фото: Анна Бугрова

Недавно в самом сердце Арсенала открылся портал в детство. Открыл его Иван Плющ, молодой, но весьма статусный питерский художник. В 2013 году российский «Форбс» признал его одним из семи самых перспективных художников России.

«У нас с 2015 года существует традиция делать к новому году специальный проект с приглашенным художником, – говорит Алиса Савицкая, начальник отдела выставок Арсенала. – Для нас это, во-первых, возможность создать совершенно новое произведение, которое до этого никто не видел. Кроме того, нам важно работать с пространствами Арсенала, каждый раз открывая по-новому его архитектуру. А в-третьих, специальные новогодние проекты всегда становятся творческим полем для разных перформативных активностей, елок, спектаклей. То есть приглашенный художник всегда получает от нас список задач, чтобы в итоге получилось не частное эгоистическое высказывание, а проект, ориентирующийся на наши приоритеты, наши задачи и наш тип работы с аудиторией».

Для Арсенала Иван Плющ придумал «Механизм бессмертия» и построил на первом этаже выставочного зала парк аттракционов, который по каким-то мистическим причинам перестал работать. Центральная часть его работы – огромная заклинившая карусель – метафора чистых осознанных чувств, которые большинство людей с возрастом теряет.

Бессмертие, по версии Ивана Плюща, это умение осознанно чувствовать. В современном мире мы находимся под жестким давлением социальных обязательств, стереотипов, перенасыщенного информационного поля, в котором мы все принимаем фактами, готовыми картинками из интернета и телевизора и теряем способность осознанного чувствования – чистых и глубоких переживаний, которые мы в состоянии осмыслить, понять и принять умом. А парк аттракционов – это те качели-карусели, которые в детстве практически всем нам давали ощущение полета, свободы и восторга.

Кстати, качели там тоже есть – подвешенные на цепях 50 детских качелей, расположенных близко друг к другу амфитеатром, такой своеобразный зрительный зал, который как раз призван символизировать наше состояние. Ведь качели вроде бы должны дарить тот полет и свободу, но они так тесно висят, что даже если представить, что мы на них сядем, мы не сможем их раскачать, потому что активное движение неизбежно приведет к тому, что они будут сталкиваться и биться друг об друга. Это как бы мы в тисках невычувствованных чувств, но есть карусель, прямо перед этим «зрительным залом», которая хоть и заклинила, но дает шанс, напоминает о свободе детского восприятия.

«Мой “Механизм…” – не машина времени, а наивная попытка это время победить. Безграничное ощущение радости от простых происшествий сложно противопоставить декорациям нашей социальной жизни. Но именно в этом умении осознанно чувствовать и кроется механизм подлинного бессмертия», – поясняет автор.

Но Арсенал не был бы Арсеналом, если бы его выставочная новогодняя программа ограничилась только одной выставкой. Две другие – «Бумажные истории» и Something Else – тоже про молодость и свежесть восприятия. «Истории» в рамках программы «Графический кабинет» посвящены разным формам современного рисования. Это не столько набор готовых произведений, сколько коллекция альбомов, блокнотов, скетчбуков с разными зарисовками, по которым можно проследить, как художник «думает» на бумаге. На выставке представлено много работ нижегородских художников. По словам Алисы Савицкой, это связано с тем, что в последнее время в Нижнем стало очень активно развиваться именно молодежное искусство.

Но выставка рассказывает истории не только сегодняшнего дня, но и вполне далекого прошлого. В качестве исторической параллели в рамках экспозиции представлена коллекция лубков Муромского историко-художественного музея, которые, по сути, те же полюбившиеся всем мемы – картинки со смешной или нравоучительной подписью, ну разве что с поправкой на время и мировоззрение авторов.

И последняя по счету, но не по значению выставка Something Else, предоставленная давним партнером Арсенала галереей «Триумф», представляет работы молодых художников из Великобритании. Английские художники не противопоставляются русским, показанным в соседней экспозиции, которые зачастую самоучки и, даже получив профессиональное образование в российском художественном вузе, все равно вынуждены доучиваться самостоятельно. Но, сравнивая эти выставки, мы можем увидеть эмпирический путь, которым российский художник приходит к пониманию формы и материала, а в работах выпускников английских вузов – системную работу на результат. Впрочем, в английской выставке тоже можно рассмотреть много параллелей с разными пластами истории искусства. Там есть и отсылки к классической живописи, и видна опора на искусство середины XX века. А в керамических работах хоть и понятно, что они из XXI века, человеку знающему очевидна цитата на голландский натюрморт, где каждая деталь, каждый фрукт и предмет имеют какое-то символическое значение.

– Нам хотелось смешать такой художественный коктейль, создать много впечатлений. Казалось бы, три этих выставки не похожи друг на друга, но между ними есть диалог… Это выставочное приключение очень любопытно и забавно, – считает Анна Гор, директор Арсенала.

12+

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Портал в детство и бумажные истории

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру