Премьера оперы «Чародейка. Нижегородское предание» состоялась в оперном театре

На сцене Нижегородского театра оперы и балета «Чародейка» уже ставилась пять раз и была неизменно любима труппой и зрителями. Да и где, как не здесь, ставить спектакль по драме с интригующим названием «Чародейка. Нижегородское предание». Ведь действие оперы происходит не где-нибудь, а в Кунавинской слободе.

Премьера оперы «Чародейка. Нижегородское предание» состоялась в оперном театре
Фото: Ирина Гладунко

Трагедия Ипполита Шпажинского «Чародейка», действительно основанная на нижегородском предании XV века, произвела очень сильное впечатление на драматурга Модеста Чайковского, брата композитора. Именно он посоветовал Петру Ильичу обратить внимание на это произведение. Сюжет привлек внимание композитора силой страстей, но в процессе работы над музыкой он переосмыслил всю драматургию пьесы: убрал откровенную лубочность и изменил характеристики действующих лиц. Например, главная героиня не с помощью чар, а через истинную любовь обретает любовь и силу.

В интерпретации Чайковского хозяйка постоялого двора Настасья не колдунья, а очень талантливый человек, который видит красоту везде, в том числе и красоту своего края, и рассказывает об этом людям в своих песнях.

Первая постановка оперы на советской сцене состоялась в Горьковском театре оперы и балета 27 декабря 1940 года. Поставил к тому моменту почти забытую оперу Чайковского молодой режиссер Борис Покровский. Потом были постановки в 1943, 1947, 1963 годах и, наконец, практически каноническая версия 1982 года, которая в 1984-м во время отчетных гастролей в Москве произвела фурор. Тогда певица Лариса Зырянова за исполнение роли кумы получила звание народной артистки РСФСР.

«У меня сверхзадача – постараться не испортить те впечатления, которые у вас сложились от того спектакля, – говорит режиссер-постановщик нынешней версии Вадим Милков-Товстоногов, – воспоминания, которыми вы живете».

Спектакль состоит из четырех картин, каждая из них соответствует своему времени года. В первой картине действие происходит летом. Во время гулянья в Кунавинской слободе зритель знакомится с главными действующими лицами. Четвертая и самая трагическая сцена неожиданно приходится на весну – героям жить бы да жить, но они все умирают.

В целом весь спектакль напоминает диснеевский мультфильм наоборот: у Диснея вначале все подряд умирают, а в конце оставшиеся в живых главные герои поют и веселятся, в «Чародейке» же все начинается с танцев и веселья на постоялом дворе Настасьи, а заканчивается гибелью всех главных героев.

В оформлении спектакля эта мультяшная аналогия тоже вполне уместна: изба кумы выглядит идеально фольклорно, деревянный княжеский терем будто сошел с иллюстраций к «Снегурочке». Впрочем, эта декоративность смотрится вполне уместно на фоне впечатляющих реалистичных нижегородских пейзажей.

«У нас даже в оформлении подчеркивается, что действие происходит в Нижнем Новгороде, – говорит Вадим Георгиевич. – Во время сцены в Кунавине зритель видит высокий противоположный берег и кремль, а во второй картине первого действия, где события разворачиваются в княжеском тереме, мы видим слободу, где происходил первый акт».

«Вообще опера – это очень сложный жанр даже для подготовленного зрителя, – продолжает режиссер-постановщик спектакля. – Когда Борис Александрович Покровский ставил в Большом театре “Отелло” (Верди), он сказал мне: “Я только на шестой репетиции начал понимать красоту этой великой музыки!” А зритель придет в первый раз. Что он услышит? Ничего! В этом трагедия оперы, и мне ужасно обидно за жанр. Поэтому нужно пропагандировать оперу, чтобы люди стремились понять и услышать красоты, которые нам оставил Петр Ильич».

Действительно, ни одна из опер Чайковского не создавалась с таким трудом и не имела столь сложной судьбы, как «Чародейка». И до сих пор она остается самой недооцененной оперой русского композитора. «…Никогда с таким старанием я не работал, как над “Чародейкой”, – писал Чайковский Юргенсону в 1887 году. – Я знаю, что когда-нибудь она свое возьмет».

Думаю, если предсказание Петра Ильича исполнится, то случиться это непременно должно в Нижнем Новгороде.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 31 октября 2018

Заголовок в газете: Талантливая личность из Кунавинской слободы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру