Премьера спектакля «Дятел» по пьесе Житковского состоялась в Нижнем Новгороде "18+"

Как-то так вышло, что в ЦТМ за три года его существования я не посмотрела ни одного спектакля. Зашла туда один раз, когда брала комментарий у его худрука и идейного вдохновителя Евгения Пыхтина по поводу ситуации с малыми театрами в Нижнем Новгороде.

Премьера спектакля «Дятел» по пьесе Житковского состоялась в Нижнем Новгороде "18+"
Фото: Анна Бугрова

Заглянула в зал, восхитилась стильным и грамотным решением пространства «сцена – зрительный зал», но «в деле» его так и не увидела. Поэтому, когда мне предложили написать о премьере спектакля «Дятел» в постановке Центра театрального мастерства, я с удовольствием согласилась.

Перед началом спектакля забежала за чашечкой кофе в «Кинофактуру», которая распахнула свои двери тут же, в Нижполиграфе, на одном этаже с ЦТМ. «Вы на премьеру, – догадалась девочка-бариста. – Расскажете потом, как вам понравилось? Они тут ночами репетировали, бедные». Действительно, из-за того, что в постановке заняты актеры из разных театров города и у каждого свой график, последние пару недель перед премьерой репетиции проходили по ночам.

В спектакле задействованы актеры Антон Парамонов, Никита Чеботарев, Евгений Пыхтин, Ольга Бакулина, Алена Баранова, Екатерина Беляева, Андрей Хозяев, причем только один актер на протяжении всего спектакля играет всего одну роль – Саши Семенова. Это главная роль, ее играют Антон Парамонов или Никита Чеботарев, они работают в дубле: когда Никита в главной роли, Антон исполняет другие роли, и наоборот. Все остальные роли сами актеры называют «оборотнями», и каждый играет сразу нескольких персонажей.

У «оборотней» почти нет индивидуальности, это как бы маски, каждая из которых может олицетворять целое социальное явление: начальник отдела большого предприятия или психотерапевт, работающий с пациентом, агент по недвижимости, готовый на все, чтобы продать свой объект, или выхолощенный морально врач скорой помощи. «Я принципиально оставляю одного человека, главного героя Сашу, вне правил игры, – говорит режиссер-постановщик спектакля Александр Сучков. – А все остальные – это разного рода ипостаси нашей жизни, представленные в масках». И если в самом начале эти маски еще похожи на живых людей, то чем ближе к концу, тем больше они утрачивают человеческие черты и становятся представителями некой силы, страшной, губительной и черной, целью которой является уничтожение людей, таких как Саша, начинающих прозревать свет. В результате вся постановка приобретает черты притчи, становится почти апокалиптичной.

«Дятел» в постановке ЦТМ – это первый полноценный спектакль, поставленный по пьесе современного драматурга Алексея Житковского. Пьеса заняла третье место в международном конкурсе драматургов «Евразия» в номинации «Пьеса для большой сцены», а также вошла в шорт-листы различных конкурсов драматургии и премий, но все это только в читках. Нижний Новгород стал первым городом, где пьеса была поставлена на сцене, со сценической игрой, пластикой, танцами, костюмами.

Декорации, несмотря на свою лаконичность, очень выразительны: четыре лавки, в зависимости от картины, превращающиеся в стол для переговоров, больничные койки или пролет моста, под которым собираются бомжи в предпоследней сцене спектакля. И однотонный черный задник с тремя арками, по форме напоминающий алтарные перегородки византийских храмов, на нем еще транслируются то ли ролики с YouTube о том, как все было на самом деле, то ли мечты главного героя, то ли его видения. Но спектакль настолько увлекает, что воображение само дорисовывает все необходимое. Воображению очень помогает и своеобразный пластический язык постановки: режиссер по пластике Александр Калугин сумел помочь актерам станцевать толпу, улицу, тишину. При помощи пластики он предлагает зрителю посмотреть на привычные вещи под непривычным углом.

Пьеса рассказывает о Саше Семенове, молодом перспективном специалисте в сфере нефтяного бизнеса, который переживает некий инсайт, услышав пение дятла: «Но дятел не может петь, верно? Дятел не поет. Боже, как мало мы знаем о дятлах!» Он внезапно обнаруживает, что все вокруг – работа, семья, квартира – не настоящее. Все, что его окружает, это пустота и бессмыслица. Он помнит, что когда-то после института его жизнь была осмысленна, он участвовал в создании лекарства от рака, но денег это ему не приносило, он жил за счет матери, и в какой-то момент безденежье становится невыносимым, и он уходит в нефтяной бизнес.

Автор пьесы Алексей Житковский признает, что временами это вполне автобиографическая история, он тоже работал в нефтяной промышленности и в какой-то момент все бросил и ушел в драматургию. «Он что-то додумал, дофантазировал, конечно, чтобы как-то отстраниться, – рассказал Александр Сучков. – Он написал нам в письме, что это слишком больные вещи, чтобы писать их только про себя, поэтому он пытается дистанцироваться. И мы тоже стараемся, потому что это пьеса где-то и про меня, конечно».

Вообще это пьеса про всех, кто пытается найти смысл существования. Известный британский богослов (по первому образованию, кстати, как и главный герой, биохимик) Алистер Макграт утверждает, что главное, что отличает человека от животного, это потребность в смысле и рано или поздно практически каждый приходит к поиску истинного смысла и цели. Ищут смысл этот все, конечно, по-разному. Главный герой «Дятла» направляет всю свою энергию на деконструкцию, разрушая свою жизнь, он пытается пробиться к какой-то подлинной реальности.

Лично я увидела в этом еще и попытку наказать себя за предательство своего истинного предназначения. Александр Сучков считает, что спектакль рассказывает о существующей вне наших представлений и формулировок гармонии, о счастье, от которого мы сами бежим, прячась за стереотипными представлениями о том, что оно достижимо только в том случае, если человек вкалывает до изнеможения, до седьмого пота, иначе он его якобы не заслуживает. Моя подруга вообще решила, что это мужская история и женщин она не касается, потому что женщина может в любой момент уйти от экзистенциального кризиса, просто родив ребенка. Они даже немножко поспорили с Александром Борисовичем, но, похоже, каждый остался при своем мнении.

На самом деле это очень правильный спектакль, в котором каждый видит что-то свое, задает и находит ответы на свои вопросы. Или не находит, но посмотреть его точно стоит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 24 октября 2018

Заголовок в газете: Как мало мы знаем о дятлах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру