Фестиваль «Другая музыка. Пярт» проходит в Нижнем Новгороде ("6+")

Масштабная программа включает в себя почти два десятка самых разнообразных событий

То, что Нижний – город закатов, известно всем. Но, судя по количеству разнообразных фестивалей, проведенных в нашем городе за последние полгода, скоро наш город будут называть «городом фестивалей».

Масштабная программа включает в себя почти два десятка самых разнообразных событий
Фото Алексея Шеянова

Кинофестиваль «Горький фест», международный фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, фестиваль текстов об искусстве «Вазари Fest», фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер фест», фестиваль электронной музыки Alfa Future People – и это только самые громкие.

Я специально не называю такие легендарные проекты, как Международный фестиваль искусств имени Сахарова и Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», потому что они уже давно стали визитной карточкой Нижнего Новгорода и широко известны за его пределами.

И вот, похоже, в нашем городе стало на один интереснейший музыкальный фестиваль больше: «Другая музыка». Два года назад в Нижнем нашумел музыкальный проект «Другая музыка. Бах», после успеха которого стало понятно, что метод «длительного погружения» зрителя в музыку композитора, позволяющий познакомиться с разными периодами и сторонами его творчества, очень востребован нижегородцами.

– Мы очень долго с Кристиной Фиш думали, другая музыка кого в этот раз будет, – рассказывает Павел Милославский, директор Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, один из организаторов фестиваля. – Были мысли о Мусоргском, например, и даже «Другая музыка. ШтраусЫ» (оба три). Но в результате два фактора повлияло на решение: первое – в этом году исполняется 100 лет Эстонии, и мы рассчитывали на поддержку посольства Эстонии и в определенной степени получили ее, хотя фестиваль в саму программу празднования столетия не попал – слишком долго думали. И второе – в этом году открывается огромный центр Арво Пярта в Таллине.

На открытие центра Арво Пярта 17 октября соберется весь цвет мировой музыки. Сам виновник тоже будет присутствовать, но, скорее всего, исключительно потому, что центр находится в нескольких сотнях метров от его загородного дома.

Известно, что Арво Августович с 2010 года постоянно живет в Эстонии и совсем никуда не ездит. И не потому что здоровье не позволяет, хотя композитору уже 83 года, а потому что просто не хочет. Вот и в Нижний не приехал. Но, по словам Павла Милославского, степень его участия в фестивале очень высокая.

– Мы находимся в постоянном контакте, – говорит он, – вместе с Арво и Норой, его супругой, мы занимались составлением программы. Все варианты я ему посылал на согласование и в результате могу процитировать почти дословно письмо, которое получил перед открытием фестиваля: «Нам кажется, что программа удачная, дизайн афиш удачен, вообще все очень неплохо, желаем вам хорошего проекта. Арво вам кланяется».

Понятно, что получилось не все, что хотелось бы, например, переговоры с дирижером Теодором Курентзисом окончились, к сожалению, ничем. Также не услышим мы Эстонский филармонический камерный хор в сопровождении оркестра Таллинской филармонии, который должен был выступать в Москве этой осенью, и Арво Пярт рекомендовал привезти их после этого сразу в Нижний, но тоже не срослось.

Несмотря на все препятствия, программа получилась очень масштабной и включает в себя почти два десятка самых разнообразных событий. Помимо очевидных – концертов музыки нашего гениального современника с участием ведущих музыкантов России и Европы – пройдет ретроспективный показ фильмов, напрямую связанных с творчеством Арво Пярта. Кроме того, 27 и 28 октября в Нижегородской консерватории имени М. И. Глинки состоится международная научная конференция «Творчество Арво Пярта в контексте современной культуры».

Фестиваль открылся 5 октября в концертном зале Нижегородской консерватории глубоко духовным, практически каноническим произведением композитора «Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Иоанну» (1982) в исполнении камерного хора Нижнего Новгорода и солистов ансамбля «Эйдос» (Москва). «Страсти», разыгрываемый в лицах евангельский рассказ, перемежается ариями на специально сочиненные поэтические тексты, хорами и хоралами. «Страсти» Пярта очень отличаются от «Страстей» Баха – они камерны по звучанию, и, по сути, все голоса и инструменты звучат тактами, фактически просто сменяя парами друг друга. А самое главное, все происходит очень медленно, темп, который современному человеку выдержать невыносимо сложно. Всю первую половину концерта мне хотелось найти какую-то ручку переключения скорости. Не нашла, пришлось подстроиться самой, и к появлению Пилата уже смогла практически «увидеть» его диалог с Иисусом и услышать крики толпы, преследующей Христа.

– В музыке Пярта мало звуков, но много красоты и гармонии, – говорит Кристина Фиш, автор идеи и художественный руководитель фестиваля, – поэтому она выхватывает человека из повседневной суеты, сближает его с самим собой и дает возможность отдохнуть и погрузиться в созерцательное состояние.

Но музыка Пярта еще и очень разная. Хотя его творчество религиозно мотивировано, а музыкальный язык укоренен в церковной традиции (Арво Пярт – глубоко верующий православный христианин), у композитора есть и вполне светские произведения, им будет посвящен концерт симфонической музыки в Кремлевском концертном зале 28 октября. Вообще, когда организаторы собирали программу, основной задачей было сделать ее максимально разнообразной. И хотя во главе угла всегда стоит творчество Арво Пярта, все концерты сильно отличаются друг от друга как по форме, так и по содержанию. Тут и зажигательный концерт «От музыки Средневековья до Арво Пярта» потрясающего ансамбля Hortus Musicus из Эстонии, и пластический спектакль-перформанс «Арво Пярт. Канон Покаянен» на старославянском в Milo Concert Hall, режиссер Ольга Шайдулина.

Фестиваль продлится до конца ноября, впереди еще много интересных событий, и пусть каждый найдет того Арво Пярта, который близок именно ему.

6+

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 17 октября 2018

Заголовок в газете: Методом длительного погружения слушателя

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру