На самом деле тем Черным человеком был управляющий графа Франца фон Вальзеггома, который и заказал Моцарту написать реквием в память о своей жене, умершей за полгода до этого. Но не просто так заказал, а втайне – граф хотел, чтобы никто не знал, кем на самом деле написана музыка. Он мечтал о лаврах великого композитора и планировал выдать произведение Моцарта за свое собственное. Моцарт уже болел и отчаянно нуждался в деньгах, поэтому согласился на унизительные для себя условия и даже взял аванс.
Взять-то взял, но музыка не писалась, а здоровье все ухудшалось, и в декабре 1791 года Моцарт умирает, так и не завершив работу над реквиемом. А через два года после его смерти реквием был исполнен графом. На партитуре указано: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга» («Requiem composito del conte Walsegg»).
Впрочем, авторство было установлено быстро, а вот то, что за Моцарта «Реквием» по его наброскам и черновикам закончил друг и ученик композитора Франц Ксавер Зюсмайер, удалось узнать лишь спустя несколько десятилетий. И до сих пор среди музыковедов ведутся споры, какая часть мессы была полностью написана Моцартом, а какая дописана, а то и вовсе переписана Зюсмайером.
2 октября у нижегородских любителей музыки был хороший шанс разобраться в этом запутанном деле – со сцены Нижегородского театра оперы и балета прозвучал великий «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта – месса для солистов, хора и оркестра. В исполнении одного из самых загадочных произведений в классическом музыкальном наследии, кроме солистов нижегородского оперного Веры Харитоновой, Татьяны Гарькушовой, Александра Зубаренкова и Виктора Ряузова и оркестра нашего театра, принял участие Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова под управлением Евгения Волкова.
«С Евгением Волковым мы вместе учились в Московской консерватории у профессора Тевлина, - рассказывает дирижер оркестра Нижегородского театра оперы и балета Ренат Жиганшин, - с тех пор нас связывают дружеские отношения. И когда он мне позвонил с предложением выступить в Нижнем Новгороде, я, конечно, с радостью согласился».
Один из лучших российских хоровых коллективов, хор им. Свешникова, выступил в Нижнем Новгороде в рамках своего тура по России.
«На репетиции я был просто в шоке, – признается Ринат Рифатович.- Хор у нас попал в очень непривычные для себя условия. Они привыкли петь, когда оркестр рядом на сцене, а в условиях театра они плохо слышали музыку, совсем другой свет. Они приехали в два часа ночи, а в 12 уже репетиция, спали всего ничего. По совету Волкова я подошел к ним в перерыве и просто поговорил. Сказал, что и я их понимаю, но у нас аншлаг, и плохо мы просто не можем позволить себе выступить. Они мобилизовались. Я доволен и могу сказать, что практически все получилось».
Действительно, зрительный зал нашего оперного театра был полон, а надо понимать, что собрать в театре аншлаг на чисто филармонический концерт – это поистине непростая задача. Она была выполнена: на концерте присутствовала вся музыкальная элита Нижнего Новгорода: главный дирижер симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александр Скульский, директор Нижегородского музыкального колледжа Игорь Кораллов, ректор Нижегородской консерватории Юрий Гуревич, и все мои личные авторитеты в мире музыки тоже были.
Вероятно, такой аншлаг был не в последнюю очередь благодаря выступлению хора им. Свешникова. Все-таки один из старейших русских хоров, который уже больше 80 лет занимает одну из ведущих позиций в мировом хоровом исполнительстве. Но и выбор произведения для исполнения тоже, безусловно, сыграл важную роль.
По словам Рината Жиганшина, обсуждалось несколько совершенно разных произведений, в шорт-лист кроме моцартовского «Реквиема» вошли «Колокола» Сергея Рахманинова и «Реквием» Джузеппе Верди. Но все-таки остановились на Моцарте, поскольку, с одной стороны, произведение, известное всем, остается до сих пор загадкой для всех любителей музыки, а с другой стороны, в Нижнем его исполняют крайне редко. Расчет оказался верен, и концерт имел огромный успех. Моя приятельница уверяла, что всю первую часть она провела в таком восхищении, что «аж до мурашек». Наверное, именно эту часть точно написал Моцарт. Впрочем, виртуозности исполнения тоже никто не отменял.
В планах театра на следующую Болдинскую осень снова пригласить хор им. Свешникова в Нижний Новгород. Если все сложится, то через год мы сможем услышать в его исполнении такие вокально-симфонические произведения Рахманинова, как «Колокола», «Весна» и «Три русские песни для хора и оркестра».