Со сцены нижегородского оперного театра прозвучал «Реквием» Моцарта

11.10.2018 в 17:35, просмотров: 414

Благодаря Пушкину все знают историю про Черного человека, заказавшего Моцарту реквием, который стал заупокойной мессой по самому композитору. Реальная история, как обычно это бывает, полностью лишена всякой мистики.

Со сцены нижегородского оперного театра прозвучал «Реквием» Моцарта
Фото: Татьяна Майорова

На самом деле тем Черным человеком был управляющий графа Франца фон Вальзеггома, который и заказал Моцарту написать реквием в память о своей жене, умершей за полгода до этого. Но не просто так заказал, а втайне – граф хотел, чтобы никто не знал, кем на самом деле написана музыка. Он мечтал о лаврах великого композитора и планировал выдать произведение Моцарта за свое собственное. Моцарт уже болел и отчаянно нуждался в деньгах, поэтому согласился на унизительные для себя условия и даже взял аванс.

Взять-то взял, но музыка не писалась, а здоровье все ухудшалось, и в декабре 1791 года Моцарт умирает, так и не завершив работу над реквиемом. А через два года после его смерти реквием был исполнен графом. На партитуре указано: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга» («Requiem composito del conte Walsegg»).

Впрочем, авторство было установлено быстро, а вот то, что за Моцарта «Реквием» по его наброскам и черновикам закончил друг и ученик композитора Франц Ксавер Зюсмайер, удалось узнать лишь спустя несколько десятилетий. И до сих пор среди музыковедов ведутся споры, какая часть мессы была полностью написана Моцартом, а какая дописана, а то и вовсе переписана Зюсмайером.

2 октября у нижегородских любителей музыки был хороший шанс разобраться в этом запутанном деле – со сцены Нижегородского театра оперы и балета прозвучал великий «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта – месса для солистов, хора и оркестра. В исполнении одного из самых загадочных произведений в классическом музыкальном наследии, кроме солистов нижегородского оперного Веры Харитоновой, Татьяны Гарькушовой, Александра Зубаренкова и Виктора Ряузова и оркестра нашего театра, принял участие Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова под управлением Евгения Волкова.

«С Евгением Волковым мы вместе учились в Московской консерватории у профессора Тевлина, - рассказывает дирижер оркестра Нижегородского театра оперы и балета Ренат Жиганшин, - с тех пор нас связывают дружеские отношения. И когда он мне позвонил с предложением выступить в Нижнем Новгороде, я, конечно, с радостью согласился».

Один из лучших российских хоровых коллективов, хор им. Свешникова, выступил в Нижнем Новгороде в рамках своего тура по России.

«На репетиции я был просто в шоке, – признается Ринат Рифатович.- Хор у нас попал в очень непривычные для себя условия. Они привыкли петь, когда оркестр рядом на сцене, а в условиях театра они плохо слышали музыку, совсем другой свет. Они приехали в два часа ночи, а в 12 уже репетиция, спали всего ничего. По совету Волкова я подошел к ним в перерыве и просто поговорил. Сказал, что и я их понимаю, но у нас аншлаг, и плохо мы просто не можем позволить себе выступить. Они мобилизовались. Я доволен и могу сказать, что практически все получилось».

Действительно, зрительный зал нашего оперного театра был полон, а надо понимать, что собрать в театре аншлаг на чисто филармонический концерт – это поистине непростая задача. Она была выполнена: на концерте присутствовала вся музыкальная элита Нижнего Новгорода: главный дирижер симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александр Скульский, директор Нижегородского музыкального колледжа Игорь Кораллов, ректор Нижегородской консерватории Юрий Гуревич, и все мои личные авторитеты в мире музыки тоже были.

Вероятно, такой аншлаг был не в последнюю очередь благодаря выступлению хора им. Свешникова. Все-таки один из старейших русских хоров, который уже больше 80 лет занимает одну из ведущих позиций в мировом хоровом исполнительстве. Но и выбор произведения для исполнения тоже, безусловно, сыграл важную роль.

По словам Рината Жиганшина, обсуждалось несколько совершенно разных произведений, в шорт-лист кроме моцартовского «Реквиема» вошли «Колокола» Сергея Рахманинова и «Реквием» Джузеппе Верди. Но все-таки остановились на Моцарте, поскольку, с одной стороны, произведение, известное всем, остается до сих пор загадкой для всех любителей музыки, а с другой стороны, в Нижнем его исполняют крайне редко. Расчет оказался верен, и концерт имел огромный успех. Моя приятельница уверяла, что всю первую часть она провела в таком восхищении, что «аж до мурашек». Наверное, именно эту часть точно написал Моцарт. Впрочем, виртуозности исполнения тоже никто не отменял.

В планах театра на следующую Болдинскую осень снова пригласить хор им. Свешникова в Нижний Новгород. Если все сложится, то через год мы сможем услышать в его исполнении такие вокально-симфонические произведения Рахманинова, как «Колокола», «Весна» и «Три русские песни для хора и оркестра».