Проект «Аутопия» Матьё Мартена презентовали в нижегородском «Арсенале»

11.10.2018 в 17:37, просмотров: 332

«Господи, как же его сюда к нам занесло?» - первый вопрос, который возникает при взгляде на французского художника Матье Мартена. Он такой европейский, с открытым доверчивым взглядом. А проект, презентованный в Арсенале, был, ни много ни мало, про Автозавод – автомобильный гигант и заводской район индустриальной «заречки» Горького-Нижнего Новгорода.

Проект «Аутопия» Матьё Мартена презентовали в нижегородском «Арсенале»

Английский у Матье неидеальный, но мы понимаем друг друга, и угадайте, какой вопрос я ему задаю. Он ностальгически улыбается: «Все началось с книги, которую я увидел в маленьком книжном магазине, когда был в Москве в 2014 году. Я начал ее листать и был просто поражен этой историей про Автозавод, про сотрудничество между Генри Фордом и советским правительством. Именно тогда я решил, что мне необходимо приехать в Нижний Новгород, чтобы провести исследование темы прямо на месте. И вот я здесь», - счастливо заканчивает он.

«Этот проект полностью организован художником, - говорит Алиса Савицкая, начальник отдела выставок Арсенала. - Именно поэтому он мне так дорог. Матье по собственному желанию обратился к этой теме, сам нас вокруг себя собрал, нашел ресурсы, чтобы сюда приезжать и здесь работать в том режиме, который ему удобен». То есть получилось все наоборот, не как обычно, когда люди с прекрасными творческими идеями первым делом пытаются что-то под свой проект получить. В случае с проектом «Аутопия», художник сам организовал все процессы, а ГЦСИ «Арсенал», Французский институт в России, Альянс Франсез—Нижний Новгород и многочисленные друзья, которыми Матье обзавелся за время работы в Нижнем, подтянулись потом, вдохновленные его идеей.

Еще одна яркая особенность проекта «Аутопия» – его «глокальность», то есть как бы и локальность и глобальность в одном, как две стороны одной медали. С одной стороны, этот проект – про наш родной Нижний Новгород, про то, как им могут вдохновляться люди из других городов и стран. С другой – это наши местные ценности, история, которые на удивление могут быть ликвидны в мировом контексте. Вдруг неожиданно оказывается, что для иностранного художника поездка в Нижний Новгород – это не просто увлекательное приключение иностранца в России, это еще и возможность найти такой художественный сюжет, такую историю, которая будет интересна профессиональной публике во всем мире.

Но и это еще не все. На самом деле проект «Аутопия» – это рамка, объединяющая два очень разных, можно сказать, даже противоположных друг другу, проекта: «Русский Детройт», посвященный Соцгороду Автозавода, и «Вальс Владимира» – проект о гиперболоидной башне инженера Владимира Шухова. Изначально художник приехал в Нижний ради Автозавода, и весь проект планировался вокруг него, а Шуховскую башню, которой посвящено второе произведение, он увидел просто в рамках дружеской поездки на природу. Увидел и был поражен.

В результате получились два очень разных фильма, разных, начиная со способа демонстрации - «Русский Детройт» предполагается демонстрировать в рамках выставки на небольшом мониторе, а «Вальс Владимира» нужно смотреть в идеальном качестве на огромном проекционном экране, и заканчивая историей, которую они рассказывают. Автозавод – это про город со всей его серостью, скученностью и индустриальностью. А Шуховская башня, несмотря на свою прикладную функцию опоры для линии электропередач, все-таки история полностью загородная, это наши дали, виды и ландшафты, закручивающиеся спиралью вокруг ажурной невесомой конструкции.

Впрочем, несмотря на эту разницу, а, может, даже частично благодаря ей эти две истории вполне дополняют друг друга. Кроме того, с исторической точки зрения, и Автозавод и Шуховская башня относятся к одному и тому же временному периоду – это 20-е годы XX века, эпоха индустриализации. Если говорить о современном контексте, то обе темы являются стопроцентно экспортными, это не местечковые сюжеты, а истории, интересные в мировом масштабе. Работа, посвященная Шуховской башне, имеет еще и перформативный компонент. Во время презентации фильм был показан в сопровождении еще одного современника периода индустриализации - первого в истории электронного музыкального инструмента терменвокс. В исполнении Петра Термена, правнука изобретателя инструмента, прозвучала его собственная композиция для терменвокса Timelessness (Безвременье), которую Матье Мартен выбрал для саундтрека к своему фильму.

Таким образом, получился комплексный двухчастный сюжет про советское индустриальное строительство рубежа 20-30-х годов, его можно показывать и как самостоятельный выставочный проект и по отдельности, в зависимости от того, для какой выставки у художника просят то или иное произведение. Две нижегородских истории, которые согласно выставочным планам художника в ближайшее время увидят Франция и Германия.