Фестиваль текстов об искусстве в пятый раз прошел в Нижнем Новгороде

У всех знакомых, встреченных мной на книжной ярмарке Вазари-феста, выражение лиц практически одинаковое: немножко растерянное и абсолютно счастливое, независимо от того, сколько книг они прижимают к груди – одну, но вымечтанную, или десяток, ну потому что невозможно же было не взять.

Фестиваль текстов об искусстве в пятый раз прошел в Нижнем Новгороде
Фото: пресс-служба "Арсенала"

Страсти на ярмарке кипят нешуточные: мой старинный приятель прямо у меня из-под носа уводит последний экземпляр прекрасно изданной книги Сони Шах «Пандемия: всемирная история смертельных вирусов», я утешаюсь интереснейшим исследованием французского социолога и антрополога Доминика Гийо «Люди и собаки». Директор «Арсенала» Анна Гор, забирая рядом со мной четыре отложенные накануне книги, вздыхает: «Я на нее тоже смотрела, но невозможно все купить».

На книжной ярмарке фестиваля были представлены 40 лучших гуманитарных и детских издательств страны, специализирующихся на искусстве, архитектуре, музыке, литературе, философии и иных дисциплинах. Что особенно приятно, книги на ярмарке продавались по ценам издательств, хотя были и занятные метаморфозы. Например, книга о нижегородском доме-коммуне от известного екатеринбургского издательства Tatlin из-за фантастически высокого спроса к третьему дню фестиваля подорожала, потому что почти кончилась. Многих заинтересовало, что дом «Культурная революция» на ул. Пискунова – это не просто образчик конструктивизма, а одно из редких подобных зданий в России, более или менее сохранившее свой первоначальный облик.

Книжная ярмарка «Вазари», безусловно, является идеальным воплощением девиза фестиваля «Хочешь понять искусство – читай о нем!».

«Есть еще один способ понять искусство, – говорит Анна Гор, – это коммуникация, разговорный жанр в самых разных его проявлениях». Поэтому в рамках фестиваля проходят различные подиумные дискуссии, диалоги, которые, по ее мнению, всегда предпочтительнее, ведь сталкиваются разные мнения и в спорах рождается если не истина, то как минимум интерес. Впрочем, бывают и выдающиеся моновыступления, лекции, в этом году был даже телемост Нижний Новгород – Лос-Анжелес с историком архитектуры Владимиром Паперным «Оттепель, между трагедией и фарсом».

Традиционно есть еще третья составляющая фестиваля Вазари – детская программа. Собственно, не такая уж она и детская. Кому из нас хоть раз в жизни не хотелось очутиться среди персонажей картин и рассмотреть, как же оно там изнутри, сочинить сказку, как Андерсен, про самые обычные вещи, или придумать, как может выглядеть обычный типовой хрущевский микрорайон, если приложить немного фантазии и любви? Во всем этом можно было поучаствовать в рамках детской и инклюзивной программы Вазари-феста.

«Праздник текстов и контекстов», как еще любят называть фестиваль организаторы, проводится в Нижнем Новгороде в пятый раз, и каждый год для него формулируется новая тема. В этом году темой стала «История современности». Вазари-фест длится один уик-энд, начинаясь в полдень пятницы и заканчиваясь поздним вечером воскресенья.

В пятницу, посвященную музеям, истории и современности, можно было послушать доклад про свободные мастерские в Нижнем Новгороде и дискуссию о трагической судьбе и яркой личности забытого советского авангардного художника Василия Маслова, а вечером потанцевать твист прямо в Кремле, во дворе Арсенала.

В субботу в рамках «современного-продолженного» послушать лекцию театрального критика Павла Руднева «Сквозной сюжет российской драматургии: от оттепели до современности» или диалог художника Бориса Орлова и искусствоведа Сергея Попова «60-е. Рождение “нового искусства” и “новых классиков”». А подиумный разговор «Где и как бытует современность сегодня?» с Линор Горалик, Алексеем Шестаковым, Дмитрием Баюком и Натальей Пшеничниковой собрал столько желающих, что медиатека Арсенала была не в состоянии вместить всех. Вечером на концерте с лекцией «Арво Пярт в зеркале XX века» тоже был аншлаг, и организаторам пришлось подставлять дополнительные ряды стульев, чтобы все желающие могли приобщиться к удивительной музыке этого знаменитого и неизвестного гения ХХ века.

Последний день фестиваля был посвящен будущему современности. Воскресенье началось с презентации регионального жюри премии «НОС» (одной из самых престижных литературных премий в России), продолжилось лекцией арт-критика Ирины Кулик о хонтологии в современном искусстве «Руина ненаступившего будущего» и закончилось удивительным «Антиконцертом», где музыканты выступали перед публикой, имея в руках не инструменты, а объекты, причем музыку исполняли не только они, но и сами зрители, предварительно скачав себе на смартфоны специальный аудиофайл.

Фестиваль закончился, но организаторы уверены, что все его поклонники соберутся снова вместе через год.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: Повазарим?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру