Три новые выставки открылись в нижегородском Арсенале "12+"

Осенью открывают сезон не только театры, но и выставочные центры, художественные галереи и музеи. Сразу тремя выставками началась осень и в Волго-Вятском филиале ГЦСИ в составе Росизо «Арсенал». «Почему три?» – спросила я Алису Савицкую, начальника отдела выставок Арсенала. «Потому что площади позволяют», – улыбнулась она.

Три новые выставки открылись в нижегородском Арсенале "12+"
Фото: Алексей Шеянов

Действительно, открытие сразу трех проектов продиктовано во многом спецификой пространства Арсенала, который, по сути, является анфиладой залов. «Все эти пространства как единый организм связаны друг с другом, – пояснила Алиса, – поэтому наш выставочный план всегда идет этажами. Мы открываем первый этаж, потом второй, чередуем. Кроме того, существует уже сложившаяся в музеях традиция открытия сезонов. И в этом смысле нам кажется интереснее сразу же показать нашим зрителям большой спектр культурных возможностей. Это не значит, что ими всеми нужно сразу пользоваться и прямо на вернисаже замучить себя тремя очень разными проектами. Наоборот, мы показываем, что в ближайшие пару месяцев в Арсенале можно увидеть много нового».

В поле современного искусства и у зрителей, и у художников (здесь они на редкость совпадают) все время возникают вопросы к живописи. Как она существует сегодня? Почему художники работают в тех или иных формах? И самое больное место – это абстрактная живопись, разумеется: начиная с того, насколько она актуальна сегодня, и заканчивая извечным вопросом «А что хотел сказать автор?».

И вот как раз первая выставка «Аллегорическая абстракция» (12+) очень хорошо захватывает все эти проблемные поля, поскольку здесь есть и живопись, и попытка ее современного осмысления, причем, что интересно, художниками, которые изначально не живописцы. Проект придуман четырьмя художниками-концептуалистами Юрием Альбертом, Паруйром Давтяном, Виктором Скерсисом и Андреем Филипповым, решившими дать новую трактовку современной живописи и процессу ее создания. А еще это выставка смешная. Не ироничная, поскольку ирония – это всегда в той или иной степени насмешка, иногда даже злая, а именно юморная.

Здесь это добрый юмор художников, их подшучивание друг над другом и над собой. Например, сама яркая и, не побоюсь этого слова, программная работа группы «Виды с горы св. Виктора» получилась из-за того, что на этюды Виктор Скерсис вместо этюдника принес бюстгальтеры, аргументируя этот жест тем, что они-де похожи на холмы, с которых Поль Сезанн написал свою знаменитую картину «Гора Сент-Виктуар». Принес и недолго думая расписал лифчики акриловыми красками. Получился прекрасный и немножко хулиганский проект «что видела гора, которую видел Сезанн». Теперь расписные бюстгальтеры красуются в витрине на фоне этюдов, сделанных другими участниками проекта. Пройти мимо невозможно.

Второй проект – выставка «Соседи» (12+). Это не привозная выставка, она создавалась силами нижегородских художников и кураторов и тоже откликается на вполне конкретный зрительский запрос – интерактивное искусство. «Очень много родителей пишут нам и спрашивают, где же то современное искусство, которое можно трогать руками, с которым можно играть и как-то взаимодействовать», – говорит Алиса. На этой выставке интерактивных объектов очень много. Здесь можно и поиграть в песочнице, поискать, как в детстве, во дворе «секретики», можно погадать на домофоне или написать письмо художнику и бросить его в почтовый ящик, можно даже подслушивать пение под соседской дверью.

Это не такой простой проект, как может показаться на первый взгляд. Его делала большая команда молодых нижегородских художников, которые, во-первых, не являются профессионалами, а во-вторых, некоторые из них имеют ограниченные возможности здоровья. «Мы эту тему специально никак не афишируем, – предупреждает меня Алиса, – но упомянуть об этом надо, поскольку одна из проблем, которая существует у нас в обществе, связана с тем, что с людьми, у которых есть какие-то проблемы, разговаривают об их проблемах. Здесь мы принципиально этот вопрос снимаем. Люди в этой команде художников есть самые разные, но мы оцениваем их по тем произведениям, которые они создали».

И, наконец, третья выставка – наиболее историческая, академическая, связана с московской школой шелкографии 1990-х годов (12+). Здесь, с одной стороны, интересно посмотреть на развитие техники и технологии – это первая в нашей стране художественная шелкография, которая создавалась именно как произведение искусства. А с другой стороны, на этой выставке представлена целая обойма живых классиков русского искусства второй половины ХХ века. Их даже не назовешь современными художниками – это уже неотъемлемая часть истории. Чем еще хороша шелкография, в ней можно увидеть основные художественные приемы, образы и мотивы, которые эти художники развивали в своей живописи, графике, инсталляциях, даже в своих очень крупных и сложных проектах, – здесь это все сконцентрировано на привычных зрителю листах бумаги. То есть это и история технологии, и история отечественного искусства второй половины XX века.

Все три выставки – удивительные и заслуживают самого заинтересованного внимания. Но не надо пытаться объять все сразу, выставки будут работать в Арсенале до 12 декабря. Время есть. «И есть все возможности, чтобы многократно сюда возвращаться, постепенно осваивая материал, который мы показываем», – подытоживает Алиса, и я с ней полностью согласна. Пойду еще.

12+

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 19 сентября 2018

Заголовок в газете: Художники шалят и удивляют

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру