«У нас неожиданно сорвался большой проект, который просто перенесся на год, и оказалось, что половина залов – пустая», – Ирина Маршева, куратор выставки, похоже, до сих пор не верит, что все получилось. Эти внезапно оказавшиеся свободными площади выставочного комплекса надо было чем-то заполнить, поэтому директор НГВК Геля Деулина связалась с Петром Барановым, одним из самых активных сегодня молодых кураторов, работающих с наследием XX века, и он предоставил возможность заполучить в Нижний эту выставку.
Коллекция хранилась (а оставшаяся ее часть и сейчас там) в селе Большие Омутищи Петушинского района Владимирской области. Туда была снаряжена настоящая экспедиция, участники которой в экстремальных условиях катастрофической нехватки времени отбирали работы, выставленные сейчас на площади Минина.
Надо понимать, что в Больших Омутищах, согласно переписи 2010 года, живет 274 человека. «И вдруг на окраине этой деревни мы видим, – Ирина делает эффектную паузу хорошего рассказчика, – венецианское палаццо, только раза в три больше, чем в Венеции, но с типичными чертами архитектуры: деревянные колонны, кессоны в галерее». Это была мастерская скульптора Леонида Баранова (выставка «Леонид Баранов и его друзья» прошла два года назад в Нижнем Новгороде), там и хранилась вся эта коллекция. Отобрали 55 работ на три полных зала, и еще осталось.
Все работы представлены в своем первозданном виде, времени на реставрацию не было. Но это, на мой взгляд, их совершенно не портит, а напротив, добавляет какого-то очарования, прелести винтажных фотографий.
Некоторые работы Игоря Владимировича Пчельникова, кажущиеся на первый взгляд грязноватыми, на самом деле выполнены в оттенках архитектуры. Ведь все три художника в первую очередь – монументалисты. Их задачей было придавать смысл и образы, проще говоря, украшать современную архитектуру, в которой с начала 1960-х годов делается упор на инженерные решения, а не на внешнюю красоту. Но настоящий художник находит вдохновение даже среди «безликих коробок из стекла и бетона».
Эта «архитектурность» видна прекрасно и в их живописных работах. Она выражается не только в непривычных нашему глазу рамках из кубиков, брусочков и реек. Местами художник с этими рельефными элементами залезает даже внутрь картины, на само живописное полотно, и это неспроста, считает Ирина Маршева: «Монументальное искусство в определенных своих формах предполагает мышление рельефом… Когда художник берется делать плоские живописные работы, ему не хватает этой объемности». Именно поэтому художник добавляет в свою работу объем, трансформируя полотно в некую сложную конструкцию. Он искажает плоскость холста в соответствии со своими переживаниями, интересами и образами.
Выставка в целом призвана восстановить справедливость по отношению к искусству XX века. «В двадцатом столетии было огромное количество идей и образов, которые незаслуженно объявлены ретроградными и идеологизированными. Вот скажите, какая в этом идеология?» – Ирина темпераментно указывает на изумительный «Портрет фрейлины с собачкой» Ирины Лавровой. Когда я не удержалась и опубликовала его в инстаграме, пост вызвал настоящий ажиотаж. И, на мой взгляд, этот факт говорит о современном звучании картин выставки лучше тысячи слов. Они дают нам реальное представление о том, каким было искусство XX века в России. И так ли оно было задавлено идеологическими рамками. Мы видим, что художники были способны и на смелый эксперимент, и на вполне хулиганские проявления и сложные игры.
Кроме всего прочего, выставка интересна еще и тем, что картины этих авторов практически не выставляются, соответственно это уникальная возможность, недоступная даже москвичам, увидеть как понимают живопись художники-монументалисты, эскизы из монументальных работ представлены тут же в третьем зале. И они тоже являются исчезающей редкостью.
Творения московских монументалистов пробудут в Нижнем Новгороде до 19 августа. Часы работы выставки: со вторника по воскресенье – с 11:00 до 19:00 (касса открыта до 18:30), по четвергам – с 12:00 до 20:00 (касса открыта до 19:30). Понедельник – выходной.
6+