Да и в мире, который так рукоплескал ему при жизни, сложилась странная ситуация: картины вроде бы есть и продолжают восхищать и завораживать зрителей, а о художнике ничего не известно, будто и не было его никогда.
Возвращение имени Ивана Шультце зрителю началось в 2006 году, когда в руки Вадима Гончаренко главы русского отдела аукционного дома Koller (Швейцария) попали 2 подделки картин художника. «Я точно знал, что это фальшивки», — говорит Вадим Гончаренко. — «Но они побудили задаться вопросом: а что известно об этом художнике? Я нашёл 5 строчек информации, неправильную дату рождения, и дату смерти под вопросом. И меня это задело: картины великолепные, продаются за большие деньги, а об авторе никто ничего не знает». Вадим начал изучать таможенные печати на оборотной стороне холстов, они вели в архивы: российские, европейские, американские. Так начались годы кропотливых исследований.
В 2014 году для сохранения наследия великого русского художника Вадим Гончаренко с супругой Беттиной учредили Фонд имени И.Ф. Шультце, одним из направлений деятельности которого стала организация выставок. В нашем городе уже четвертая по счету, до нее были две в Москве и одна в Самаре.
После выставки в Самаре Вадим увидел в интернете комментарий, который привел его к нам в Нижегородскую область. Выяснилось, что автор комментария Ирина Корина, директор краеведческого музея в Красных Баках. Она рассказала, что дочь Шультце и его внучка последние годы своей жизни прожили Красных Баках. Ирина Корина сохранила письма, фотографии, дневники, которые остались после дочери и внучки Шультце. На выставке в Нижнем Новгороде есть 3 картины, которые она тоже сумела сберечь.
Личная жизнь, в отличие от жизни профессиональной у художника складывалась непросто. Он влюбился в замужнюю женщину – Екатерину Урлауб, у них родилась дочь Жанна, но фамилию и отчество она получила от законного мужа своей матери – Константина Урлауба. Почему уезжая в Париж, Иван Федорович оставил дочь в России непонятно. В своем дневнике она ссылается на какие-то денежные затруднения: «Папа говорит, что я его только свяжу, придется ехать, может быть, на крыше вагона и т.д. Оставил мне пачку денег, обещал вернуться недели через две». Не вернулся. Дальнейшая судьба Жанны сложилась трагично: ее мужа Бориса Афанасьева расстреливают, сама она получает 7 лет лагерей. Ее дочь Татьяна умерла в Красных Баках в 2013 году, по всей видимости, она была последним потомком Шультце.
Тем временем в Париже ревущих двадцатых художника ждал успех. Там он ближе познакомился с работами импрессионистов, и это заметно в его работах того периода. Однако модные течения не увели его в сторону от истинного призвания, и художник остался преданным своему пути в искусстве и своим учителям - Константину Крыжицкому и Архипу Куинджи.
В пространстве Нижегородского художественного музея зал с ранними парижскими картинами Шультце самый уютный, здесь стоят мягкие диваны, слышится щебет птиц, изредка прерываемый шумом дождя, и полностью убрано освещение. Подсвечены лишь картины создавая полную иллюзию того, что это окна, из которых льется свет. Окна в Париж.
В Париже Шультце знакомится с галеристом по имени Леон Жерар, который успешно продаёт его картины, устраивает персональные выставки. «У Шультце на тот момент была одна проблема: не хватало времени, спрос на картины был огромный», улыбается Вадим.
С галеристами, в отличие от женщин Шультце везет: в 1928 году Эдуард Йонас – владелец галерей в Париже и Нью Йорке очень выгодно скупает все его работы и вывозит их в Америку. «Я познакомился с очень интересным дилером», писал Иван Федорович своей дочери. «И как хорошо, что теперь, сидя в Париже, я могу продавать свои работы за доллары!». А работы продаются прекрасно. Критик Николай Брешко-Брешковский пишет: «Там снега и солнца Шультце в большом почете и большой цене».
Но больше всего и критики и зрители отмечают свет, который будто бы излучают полотна художника. Американцы первыми заговорили о Шультце как о «Волшебнике света». Откуда этот загадочный свет на его картинах? Многие задавались и до сих пор задаются этим вопросом, на этот счет было много спекуляций. Например, ходили слухи, что Менделеев по дружбе что-то химичил ему с красками, да и сам он со своим техническим образованием будто бы придумал добавлять в них… сахар. Сам Шультце по этому поводу писал: «Тут нет никакого секрета. Это простые кисти, краски, масло и терпентин, такие же вы можете купить в любом магазине для художников. Я не пытаюсь готовить какие-то особенные краски. Я просто рисую»
В 1933 году художник переезжает в Ниццу и связь с ним обрывается. По слухам, там ему не повезло в любви в последний раз – его якобы окрутила и обобрала до нитки молоденькая француженка, после чего он спился и умер в психиатрической клинике. Неизвестна даже точная дата. На его могиле на кладбище Кокад в Ницце стоит только год - 1939.
Художника нет уже 85 лет, но его картины живут и дарят свой магический свет людям. «Они живые и светятся», - заметила моя приятельница после экскурсии. Лучше и не скажешь.
16+