Зачем ребенку предпрофессиональное обучение актерскому ремеслу

03.05.2018 в 17:47, просмотров: 651

Восемь лет назад, примерно об эту же пору я шла на отчетный концерт в театралку к сыну. Идти мне, откровенно говоря, не хотелось, поскольку по опыту посещения праздничных концертов в детском саду, а потом в начальной школе, ожидала чтения стихов сквозь слезы и забывание текста, песен, исполненных фальшиво, зато громко, и унылых сценок, интересных только родителям актеров.

Зачем ребенку предпрофессиональное обучение актерскому ремеслу
Фото: Анна Бугрова

10 минут в актовом зале Детской школы искусств №9 полностью перевернули мое представление о праздничных концертах, поставленных силами детей препубертатного возраста и их преподавателей. Юные актеры свободно двигались, очень вовремя подкрепляя жестами текст, который они не то чтобы не забывали, они его проживали прямо тут на сцене перед зрителями. Пели только те, кто действительно мог это делать, а остальные составляли прекрасную ритм секцию с помощью подручных материалов. Они даже танцевали.

Мой маленький кузнечик, который, как мне казалось, в свои 10 лет состоял из одних прямых палочек, и тот по-настоящему танцевал. Мамы рыдали от умиления, папы маскировали всхлипы покашливаниями и в целом, зал пребывал в состоянии непреходящего восхищения. Все 4 года обучения.

И вот на днях я снова сидела в зале среди таких же мам и пап и смотрела на сцену, где совсем другие и в тоже время такие знакомые дети танцевали, пели, общались с залом, друг с другом и кукольным Петрушкой. Это был отчетный концерт учащихся театрального отделения ДШИ №9. И снова, как будто и не было этих восьми лет, на одном дыхании, размазывая по щекам слезы ностальгии и восторга.

«Начать с того, что у нас, по сути, театральная школа. Мы, конечно, не имеем права себя так называть, потому что являемся театральным отделением в детской школе искусств, но учимся мы по предпрофессиональной программе, – с заведующей театральным отделением ДШИ №9 Татьяной Ягуновой мы встретились за день до концерта, чтобы обсудить зачем ребенку может понадобиться театральное образование. - То есть, это не кружок, не студия, не клуб. Этот выпуск у нас пятый, когда мы занимаемся по предпрофессиональной программе».

Предпрофессиональная программа или, как ее часто сокращают, предпроф на театральном отделении включает в себя 7 предметов: два теоретических - «Беседы об искусстве и история театра» и «Слушанье музыки и сольфеджио» и пять сценических - основы актерского мастерства, подготовка сценических номеров, сценическое движение, танец и сценическая речь. Фактически, это основы актерской профессии.

В рамках развития актерского мастерства проходят тренинги, основная задача которых познание себя. Из актерского мастерства вырастает предмет «подготовка сценических номеров». Название говорит само за себя – это то, от чего потом рыдают родители на концертах. Начинается все с тех самых стихов, поскольку именно в стихотворном варианте ребенку проще всего зацепится за ритм и рифму, потом наступает время прозы, композиции, в третьем классе уже делаются миниспектакли на 20-30 минут. Кк пятому году обучения юные актеры выходят с полноценным 45-минутным спектаклем. «Дольше им трудно, они не выдерживают, ведь это серьезный напряг – войти в образ и держать его, держать ситуацию очень сложно», - поясняет такой хронометраж Татьяна Владимировна.

Задача предмета «сценическое движение» сходна с основами актерского мастерства: почувствовать себя, только если там упор делается на эмоции, то тут чистая физика. Основная задача сцендвижения - научить тело существовать органично в любых ситуациях.

Звучит, вроде бы, очень серьезно. У нашего оболтуса все вышеперечисленные предметы тоже входили в программу обучения, разве что кроме танца. На самом деле танец был – танцевали они в рамках сценического движения. «Самые основы танца мы им давали», - скромничает Татьяна Владимировна.

Она может говорить что угодно, но я-то помню, как прямо на глазах из угловатого зажатого во всех сочленениях птенца вылуплялся человек свободный - свободный в движении, в выражении эмоций, легко завладевающий вниманием аудитории тогда, когда ему это необходимо. А еще человек говорящий.

«Несмотря на то, что наше отделение - это как бы первая ступенька в актерском образовании, предпроф, мы не ставим своей целью непременно вырастить актеров,  – Татьяна Владимировна пожимает плечами, как бы констатируя очевидное. - Профессия сложная. Самое главное, что мы развиваем. Это для меня очень важно, что ребенок развивается всесторонне: он начинает слышать, он начинает быть внимательным, он смотрит и замечает многое. Эти навыки ему пригодятся в любой другой профессии, я знаю точно»

Тех, кто решает продолжить образование, немного, но они, разумеется, есть: из каждого выпуска 2-3 человека изъявляют желание остаться в профессии, но все-таки главное для педагогов театрального отделения не это.

Татьяна Владимировна не произносит клише «команда профессионалов», зато она рассказывает об авторских программах преподавателей теоретических предметов, которые писались в тесном сотрудничестве с преподавателями предметов практического курса. Эти программы, кстати, уже вовсю заимствуют в других школах искусств и не только нашего города.

Она говорит о работе молодых преподавателей танца и сценического движения, о том, как прекрасно, что в группе преподавателей два драматических актера работают вместе с двумя кукольниками, как одни дополняют и помогают другим. Она называет это «союз».

И наверное это как раз то самое слово, которое приходит в голову, когда сидишь на отчетном концерте или открытом спектакле. Союз преподавателей и детей, где одни помогают другим, если говорить глобально, обрести легкость взаимодействия с внешним реальным миром. То, что так непросто было сделать подросткам всегда, но особенно невыносимо сложно стало сейчас, в век засилья мира виртуального.

Кроме ДШИ №9 в Нижнем Новгороде существуют еще две школы искусств, в которых есть театральное отделение – это детская школа искусств №18 и детская школа искусств «Созвездие».

Кстати, прием заявлений на следующий учебный год уже вовсю идет. Все условия приема есть на сайте школ, там же можно найти телефоны для консультаций.