Потом в парке имени Кулибина родители показали мне могилу бабушки Горького Акулины Ивановны, описанной им в повести «Детство». После «Детства» же ожил деревянный дом на Почтовом съезде – «Домик Каширина» и церковь неподалеку от него, где венчались родители Горького. Роман «Мать» оживил брусчатку в центре Сормова, а музей-квартира Горького на улице Семашко – это настоящий телепорт в начало прошлого века с подлинной обстановкой, отражающей последние два года нижегородской жизни писателя.
Всю прошлую неделю участники II Международного литературного фестиваля имени Максима Горького в дни празднования юбилея писателя имели возможность пройти по этим и другим следам нашего великого земляка. «У вас на каждом третьем доме висит памятная табличка, – говорит с восхищением профессор-литературовед, исследователь творчества Максима Горького из Болгарии Ивайло Петров. – Но из-за того, что город столько времени оставался закрытым, очень мало людей знают о его огромной исторической и культурной ценности. Возможно, фестиваль поможет изменить эту ситуацию».
Вдохновитель и организатор фестиваля Дмитрий Бирман тоже так считает: «В плане привлечения туристов данное событие может быть очень перспективным. И литературный фестиваль имени Горького станет таким же важным мировым событием, как Каннский кинематографический фестиваль», – мечтает он, правда, тут же оговаривается: «Все будет зависеть от того, как это мероприятие используется уполномоченными городскими структурами. Сейчас большую финансовую поддержку оказал и. о. губернатора Нижегородской области Глеб Никитин, за что ему огромное спасибо. Это позволило нам привезти порядка 50 гостей фестиваля, из них 30 российских авторов и 20 – зарубежных».
На самом деле создавалось ощущение, что участников фестиваля гораздо больше – такую бурную деятельность за шесть неполных дней работы им удалось развить. Такие легенды современной литературы, как Виктор Ерофеев, Бахыт Кенжеев, Мамед Исмаил, Елена Усачева, Рээт Куду, встречались со своими читателями в библиотеках и вузах, школах и книжных магазинах. Каждый вечер в 18 часов в областной государственной библиотеке открывался «Журнальный зал», где можно было пообщаться с российскими и зарубежными редакторами толстых журналов. Журнал «Дружба народов» выпустил специальный номер (№ 3, март), посвященный 150-летию со дня рождения Максима Горького, его презентация прошла в Литературном музее на улице Минина при большом скоплении народа.
Каждый день «Литературный десант» высаживался в разных городах и селах Нижегородской области: Кстове, Дальнем Константинове, Дзержинске, Богородске, Арзамасе, всего было охвачено 10 населенных пунктов.
А в девять часов вечера после всех этих марш-бросков, круглых столов, мастер-классов, чтений и встреч участники фестиваля собирались снова на «Чай с баранками», такой закрытый литературный клуб только для своих. Впрочем, пришедших с улицы не прогоняли. Так, я, зайдя как-то вечером, попала на вручение нижегородской писательнице Елене Крюковой диплома лауреата международной литературной премии имени Эрнеста Хеминуэя за роман «Беллона».
Главной идеей литфеста было заявлено создание на родине великого русского писателя новой международной площадки для выступлений известных и начинающих литераторов, сценаристов, драматургов, деятелей культуры, формирование культурной повестки, объединяющей авторов разных стран, предоставление возможности начинающим литераторам встретиться на мастер-классах с известными авторами и литературными агентами.
Но, разумеется, каждый участник ждал от этого события чего-то своего. Кто-то мечтал открыть новые возможности для продвижения творчества, кто-то тоже открыть, но уже внутри себя, новый творческий потенциал или найти современный поэтический язык, созвучный молодому поколению. Кое-кто в появлении новых людей от литературы в Нижнем Новгороде видел возможность показать свое творчество за пределами города и страны. Как бы там ни было, всех участников объединяла миссия, сформулированная Дмитрием Бирманом: сделать так, чтобы люди пришли или вернулись к книге, ведь как сказал Горький: «Мы живем в мире, где совершенно невозможно понять человека, если не читать книг».