Бизнес-омбудсмен рассказал о трудностях нижегородских предпринимателей

Бизнес – это основа для формирования среднего класса в России, та структура, на которую должно опираться государство. Однако каждый предприниматель находится в весьма уязвимом положении. Государственная машина зачастую не только не поддерживает его, но и всячески ущемляет. Проверки, штрафы, пени, постоянный рост количества требований и ограничений.

Бизнес-омбудсмен рассказал о трудностях нижегородских предпринимателей
Фото: пресс-служба уполномоченного по защите прав предпринимателей Нижегородской области

Пять лет назад в Нижегородской области начал работать уполномоченный по защите прав предпринимателей Павел Солодкий. Сегодня наш разговор об итогах 2017 года, о тех делах, в которых помогает обращение к бизнес-омбудсмену, и о том, виден ли свет в конце туннеля.

– Павел Михайлович, как себя чувствует сегодня нижегородский бизнес? За прошедший год стало лучше или хуже?

– Исходя из тех обращений, которые к нам поступают, мы видим, что бизнес продолжает выживать. Какого-то всплеска инвестиционной активности или большого развития мы не видим. Да, есть федеральные, региональные программы поддержки предпринимательства, но лишь немногие могут соответствовать тем критериям, которые в программах заложены.

Второй момент – то, что за последние четыре года Центральный банк России практически не ослабил требования к банкам по кредитованию бизнеса. Несмотря на снижающуюся процентную ставку. Сегодня требования что к крупному заводу, что к микробизнесу одинаковые. Поэтому возможность получить заем у многих отсутствует.

Третье – бизнес сталкивается с такой проблемой, как контрафакт. Особенно это касается сельхозпереработки. Некачественная продукция заполонила полки магазинов. Производители качественного молока, творога оказываются неконкурентоспособными, так как производители контрафакта могут держать цены в два-три раза ниже.

– Государственные органы разве с этим не борются?

– Борются, но недостаточно. Поэтому самим сельхозпроизводителям приходится отслеживать контрафакт, проводить экспертизы, писать заявления, пытаться достучаться до контролирующих органов.

Следующий момент, осложняющий жизнь бизнеса, – непринятие налоговой службой Нижегородской области более 900 налоговых деклараций за третий квартал 2017 года. Это отрицательно сказалось на бизнесе. Система приема электронных деклараций была разработана так, что отчеты сдать могли все, а дальше налоговая, проводя сверку, решает – компенсировать НДС или нет. А когда декларация не принята, страдает не только сам предприниматель, но и его контрагенты.

В 2017 году большой проблемой стало введение рамок весогабаритного контроля. За год перевозчикам выставлено штрафов на сумму около миллиарда рублей. Более тысячи дел по этим штрафам находятся в судах. При этом измеряется даже не вес автомобиля, а нагрузка на ось. Это не одно и то же. Нагрузка на ось может увеличиваться из-за торможения автомобиля, неровности дороги и т. д.

Но самое главное, проехав весогабаритный контроль, водитель не получает сигнал, что он едет с перегрузом, и продолжает двигаться дальше. У нас был случай, когда одного водителя за день оштрафовали трижды. То есть в итоге эта мера не спасает дороги, а просто увеличивает сбор денег.

– Складывается ощущение, что государство относится к бизнесу не просто как к дойной корове – оно пытается у этой коровы еще и кусок мяса отрезать.

– Не только мяса, но и шкуру снять.

– Вы находитесь, можно сказать, на передовой: там, где бизнесу больше всего нужна защита. Увеличилось ли число обращений за помощью? Чем может помочь бизнес-омбудсмен? И часто ли это удается?

– Количество обращений у нас увеличивается ежегодно. В 2016 году обратилось 278 предпринимателей, в 2017-м – 398, всего за пять лет работы – 3177. Мы принципиально не занимаемся спорами между хозяйствующими субъектами. Мы имеем право участвовать в проверках в отношении предпринимателей, оказывать юридическую помощь. Активно участвуем в обсуждении и муниципальных, и областных постановлений, законодательных актов, которые затрагивают интересы предпринимателей. У нас подписаны соглашения практически со всеми контрольно-ревизионными ведомствами, силовыми структурами. Взаимодействую лично со всеми руководителями силовых структур, в первую очередь прокуратуры. По указанию генпрокурора России Юрия Чайки мы с 2012 года тесно сотрудничаем, проводим совместные приемы, в том числе и в районах области. Работаем и со всеми структурами правительства Нижегородской области, исполняющим обязанности губернатора Глебом Никитиным. Все для того, чтобы предприниматели, обратившись к нам, имели возможность решить свои проблемы. Выходим и на федеральный уровень, обращаемся к Борису Титову. Мы не закрываем жалобу через какой-то определенный срок – продолжаем вести ее, пока вопрос не получит решения.

– Можете привести пример?

– Примеров много, но нужно думать, чтобы не навредить предпринимателю, когда их озвучиваешь. Например, ООО «Чайка-НН». Предприятие занимается переоборудованием автомобилей, существует более 20 лет. Ставят краны, строительные люльки и т. д. Очень развитая инжиниринговая компания, которая получает некоторые узлы из-за границы. Понятно, что сейчас они все больше переходят на импортозамещающие детали, но не все можно заменить. Есть гидравлический узел, который они получают из Италии. Наша таможня в прошлом году решила перепроверить коды, стоимость и, чтобы выпустить детали из таможни, потребовала с предприятия залог. Сперва пять миллионов рублей, затем 10, 15, 25… У компании уже не осталось оборотных средств – деньги лежали на таможне. После нашего обращения к приволжскому транспортному прокурору Тимуру Кебекову денежные средства были возвращены компании, она успешно продолжает заниматься производством.

Мы участвуем в работе комиссий по нестационарным торговым объектам в Нижнем Новгороде и помогли десяткам предпринимателей. Мы обсуждали размещение этих объектов с заместителем главы администрации города Ириной Кудрявцевой и находили решение.

– Государство постоянно говорит о поддержке бизнеса. На деле растет количество проверок, штрафов, арестовываются счета. Как с этим бороться?

– Мы выступаем в судах на стороне предпринимателей. Участвуем в разрешении налоговых споров. На уровне президента говорится, что малый бизнес должен вырасти в разы, а на местах мы не видим реальной помощи, законов, которые дали бы толчок развитию. Наоборот, увеличивается количество дополнительных требований, ограничений. Контроля становится все больше, штрафы растут. Несправедливо, что люди, которые занимаются предпринимательством официально, платят штрафы в десятки, а то и в сотни раз больше, чем те, кто выпускает ту же продукцию, продает те же товары, но не регистрируется, не платит налоги. Просто работают нелегально. Данный перекос привел к тому, что, по официальным данным, в РФ «в тени» в тени находится до 20 миллионов человек. Они не платят не платят налоги, а их социальное обеспечение ложится на плечи регионов. На сегодняшний день стоит задача создать такие прозрачные условия, чтобы эти люди вышли из тени.

Представьте людей, которые алкоголем торгуют. Им нужно купить лицензию, поставить программу ЕГАИС, специальные кассовые аппараты, продавать алкоголь только с акцизными марками и т. д. Если после 22:00 продали бутылку водки, штраф до 300 тысяч рублей. А напротив в доме торгуют водкой по 100 рублей. И штраф – до 1 августа 2017 года – был 2,5 тысячи рублей, сейчас стал 50. Разве это справедливо? Я твердо убежден, что те, кто работает в тени, должны платить больше. Послабления нужно делать для тех, кто создает рабочие места и платит налоги, а не наоборот.

– Чтобы быть предпринимателем, нужно иметь железные нервы, ведь условия игры все время меняются. Помню, как кафе, продающим алкоголь, расположенным в жилых домах, увеличили размер необходимой для получения разрешения площади.

– Это наша тема. Увеличили площадь до 100 квадратных метров. Люди вложили деньги в бизнес, приобрели все необходимое по закону оборудование, получили лицензию. И тут – у кого меньше 100 квадратных метров, должны закрыться. И дали 10 дней после опубликования закона на то, чтобы свернуть бизнес. Потом сказали, что пока наказывать не будут, пусть постепенно закрываются. Мы выступили против, обратились в ФАС, ФАС – в суд, оспорила этот закон. Один суд мы выиграли, второй – проиграли, сейчас дело рассматривается в третьей инстанции.

– Видите ли вы какие-то позитивные тенденции? Свет в конце туннеля?

– Я надеюсь, что с приходом нового губернатора, обновлением команды появятся новые законодательные акты, которые позволят увеличить инвестиционную привлекательность нашего региона. В послании, которое озвучил в конце прошлого года врио губернатора Глеб Никитин, прослеживаются те шаги, которые будут предприняты для развития предпринимательства в Нижегородской области. Надеюсь, они будут воплощены. И Нижегородская область займет достойное место в рейтингах Российской Федерации.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 28 февраля 2018

Заголовок в газете: Павел Солодкий: «Создать условия для выхода из тени»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру