Почти 27 миллиардов рублей вложат в дороги Нижегородской области

У транспортной агломерации радиус и емкость больше

Прибывший из Санкт-Петербурга и назначенный министром транспорта и автомобильных дорог Вадим Власов становится одним из главных ньюсмейкеров в регионе – тема уж очень актуальная. Он уже выступил на правительстве с программой по ликвидации «ненормативного состояния и аварийности» на нижегородских трассах. Документ был сформирован еще 2017 году и актуализирован при новом руководителе области.

У транспортной агломерации радиус и емкость больше

(Правда, в докладе фигурировало явно устаревшее описание «центра логистики и перевозок», сказано, к примеру, что в Нижнем Новгороде до сих работает грузовой порт!)

Нормальные покрытие через семь лет

Денег в дорожную сеть нижегородской агломерации по 2025 год обещают закачать очень много по сравнению с предыдущим «засушливым» периодом – около 27 млрд рублей из всех источников, только из федеральной казны – 9 млрд. Основная цель – доведение асфальтового покрытия до нормального состояния.

Про новые крупные проекты, типа четвертой очереди Южного обхода, чиновники говорят очень осторожно, поскольку этот федеральный объект должен финансироваться за счет федерального бюджета. Про Северный обход Нижнего Новгорода даже не упоминают. Для окончания борской развязки Неклюдово – Золотово тоже ищут концессионера.

Примечательно, что транспортная агломерация радикально отличается от градостроительной, которую Нижегородский кремль образовал за счет концентрации на уровне региона градостроительных полномочий четырех муниципалитетов – Нижнего Новгорода, Дзержинска, Кстова, Богородска.

Транспортная агломерация, в которую для получения федеральных субсидий, включили все крупные населенные пункты в радиусе 100 км от границ ядра – Нижнего Новгорода, это уже и Бор, Семенов, Чкаловск, Балахна, Павлово, и др. В эту «окружность» попадает 2,09 млн человек, 63% населения региона. Общая протяженность дорог – 1162 км, из них 287 км – федерального значения, обход областного центра, дорога Р-158 Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса –Пенза – Саратов. Региональные – 476 км, так называемые «вылетные» магистрали, между ядром и муниципальными образованиями-спутниками. Дорог местного значения в Нижнем насчитывается 397 км.

Что будет с дорогами за пределами агломерации? И сохранятся ли таковые вообще – об этом новый «начальник транспортного цеха» ничего не сказал.

Российская программа «безопасных дорог», в которую Нижний Новгород, попал в большей степени как город – организатор ЧМ-2018, получив в прошлом году большие деньги из федеральной казны, была сформирована совместно с ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород», отметил Вадим Власов.

Первый этап – подготовка к мировому футболу 2017–2018 гг. за это время в дороги будет направлено порядка 4,5 млрд рублей. Но большие деньги должны прийти в регион уже на втором этапе, после ЧМ-2018, Москва по программе обязана «посылать» по миллиарду каждый год. Самый капиталоемкий период начнется после 2021 года, на 2019–2021-й запланировано из бюджета области потратить 3,5 млрд рублей, из федерального – 3 млрд, объемы ремонтов существенно возрастут. Хотя, конечно, суммы даются справочно, без подтвержденных пока финансовых обязательств. На третьем этапе (2021–2025 гг.), из всех источников в нижегородские магистрали должны влить 16 млрд рублей.

Без пробок и ДТП

Главными критериями оценки программы (здесь мнения водителей и чиновников совпадают), станут доля дорог в нормативном состоянии и снижение количества мест концентрации ДТП. И еще, конечно, «беспробочная езда», то есть загруженность и перегрузка трасс должна заметно снизиться.

«В 2017 году шли работы по 70 объектам, в целом отремонтировали 134 км, из всех бюджетов выделено 2,7 млрд рублей (1,2 млрд – из федерального), – отчитался за труды предшественников новый глава минтранса. – В областном центре подрядчики занимались улицей. Родионова, проспектами Ленина, Гагарина, Ильича и другими. В основном это были маршруты следования клиентских групп чемпионата мира» – порядка 90 км. (Понятно, что и в этом году глава минтранса будет заниматься в основном транспортным обеспечением гостей мундиаля.)

При этом Власов в своем докладе заявил, что капремонт автомобильной дороги по Самаркандской улице – от улицы Стрелка до улицы Бетанкура – является «переходящим объектом, срок окончания – май 2018 года, и работы ведутся в графике».

В области участками были приведены в порядок областные дороги: Шопша – Иваново – Нижний Новгород, Работки – Порецкое, Нижний Новгород – Шахунья Киров.

Между тем из Шахуньи нам прислали фотографию совершенно убитой дороги на Кировскую область. Судя по состоянию покрытия, Нижегородская область просто нищая в сравнении с соседями: полотно, как стиральная доска, а выезжаешь за границу, и дорога становится более ровной.

В 2018 году, по словам Вадима Власова, упор решено сделать на повышение безопасности движения. В прошлом году количество мест ДТП сократили даже сверх показателя – до 80 (базовая отметка – 2016 год, когда было 102 опасных участка в регионе), в основном за счет нанесения горизонтальной разметки.

В этом году планируется ликвидировать еще половину «мест концентрации ДТП» – до 42 за счет установки ограждений, дорожных знаков, светофоров, нанесения разметки, поясняет Власов.

К ремонту назначено 126 км, из них 37 км – в Нижнем, 89 км – в области. На это выделяется 1,8 млрд рублей (800 млн – из федбюджета, 975 млн – из областного и 31 млн – из местных).

В Нижнем Новгороде асфальтоукладчики должны отработать на 50 участках, чтобы ликвидировать дефекты, в том числе на улицах Усилова, Бусыгина, Плотникова, Ярошенко, Ванеева, Березовской и других.

Подрядчики придут в Княгининский, Вачский, Богородский, Кстовский, Балахнинский районы, а также в Чкаловск, Дзержинск, Бор.

К 2025 году в дорожной сети нижегородской агломерации по прогнозам останется только 15 аварийных мест.

Дороги должны быть приведены в нормативное состояние: в 2016 году «нормальных дорог» регионального, межмуниципального значения было около 40%, в этом году мы должны достичь уровня 56% (по федеральным трассам цифры соответственно 75 и 97%), в 2025 году – почти 86%. То есть некондиционных региональных дорог останется максимум 15%, причем федеральные магистрали должны быть еще в более лучшем состоянии – 97%.

А что думают водители?

Кроме того, перед министерством транспорта и автодорог стоит задача улучшения мнения населения о дорогах и безопасности дорожного движения.

«Граждане интересуются не только ремонтами, изменением маршрутов движения, состоянием придорожной сети. По обращению жителей и глав районов в план ремонтов в 2017 году было включено шесть участков, в этом году уже добавили два участка. Информирование общественности по выполняемым работам будет активизировано в 2018 году, пообещал Власов.

Однако врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин после отметил, что «устал от спонтанных обсуждений о включении тех или иных ремонтов в план», и попросил глав районов заранее подать все предложения. А Власову дал задание предусмотреть места для вертолетных площадок для санитарной авиации, которую все-таки намерены развивать в регионе.

«Все планы и предложения должны быть учтены при разработке стратегии развития Нижегородской области, а сама стратегия должна быть готова в апреле 2018 года», – сказал в заключение Никитин. (Над стратегией работает не только минэкономики, но и большинство министерств в областном правительстве. – Ред.)

Для строительства другого знакового объекта, который анонсировал еще экс-губернатор Валерий Шанцев, – дороги Неклюдово – Золотово в Борском районе, которая должна окончательно «развязать» пробку на кировском направлении, – принято решение заключить договор концессии. Реализация проекта займет более двух лет и потребует 3,3 млрд рублей. Власти, как и ранее, говорят о платном варианте – должен появиться пункт взимания платы за пользование дорогой. Договор концессии возможно подписать уже в 2018 году.

Протяженность автомобильной дороги, включая основные съезды, составит 5,54 км. Она будет состоять из двух полос и рассчитана на скорость до 120 км/ч. Проектная документация имеет положительное заключение государственной экспертизы.

По Южному обходу, строительство четвертой очереди, по словам министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадима Власова, проектная документация этого объекта проходит госэкспертизу. «Весной 2018 года ждем заключения экспертизы, – сообщил Власов. – Положительное решение позволит предусмотреть средства в федеральном бюджете, чтобы с 2019 года приступить к строительству четвертой очереди обхода».

«Строительство будет финансироваться полностью из федерального бюджета, – отметил министр. – Заказчиком работ выступит федеральное казенное учреждение. Правительство региона будет осуществлять организационную поддержку».

Завершение строительства Южного обхода Нижнего Новгорода, по словам главы минтранса, позволит решить вопрос с нагрузками на Мызинский мост. Сейчас главное – соблюдать нормативный вес большегрузного транспорта, проходящего по мосту, считает Власов.

Этот мост серьезно озаботил руководство области, подчиненным дано указание проверить состояние переправ в регионе, а на ремонт Мызинского моста в этом году выделяют более 400 млн рублей. Правда, каким образом удастся разрулить дорожную ситуацию при условии, что на время игр мундиаля планируется закрывать Канавинский мост?