Как подростку найти свою первую работу

«Он ничего не хочет. Только в компьютере сидеть – подкасты какие-то там смотрит, игрушки…» – мама 14-летнего подростка махнула рукой. Махнула не буквально – обе ее красивые, ухоженные руки лежали на столе, – а виртуально. Примерно так, как сын махнул рукой на окружающий мир.

Как подростку найти свою первую работу

Подростки все чаще уходят в Сеть. С одной стороны, родителям это даже удобно: сидит чадо дома, с непонятными компаниями по непонятным подъездам не отирается, дома никому не мешает, истерики не закатывает. Очень удобный ребенок: покормил – футболку ему постирал – в конце четверти за тройки отругал – и все. Никаких забот.

Между тем у подростка, чьи желания не простираются дальше прохождения новой миссии в игре, не формируется очень важное качество, которое должно формироваться: умение ставить перед собой цель и добиваться ее. И еще более важное – понимание «кто я такой?» и «чего я хочу?».

Подростковый возраст – время самоопределения. В доинтернетную эпоху ребята в 12–15 лет отвечали на вопрос «кто я?», идентифицируя себя с группой друзей или телевизионным кумиром. По сути, страшные подростковые драки «стенка на стенку», через которые проходил каждый, кто рос на рубеже 80–90-х годов (и я не исключение – дрались так, что взрослым смотреть страшно было), – это были попытки установить границы. Собственные границы – через границы своей «референтной группы» (так в психологии называют людей, чье мнение значимо для человека).

В младшем школьном возрасте референтная группа – это прежде всего родители. В подростковом – ровесники.

И как бы там ни затягивала ребят Сеть, им все равно крайне важно быть статусными среди своих ровесников. Потому что так устроена психика. И это «устройство» невозможно изменить полутора десятилетиями гегемонии Интернета.

Давайте запомним этот тезис и вернемся к нему через несколько абзацев.

И поговорим о профориентации. Согласен, слово звучит скучно, а у подростков так и вовсе навязло в зубах.

Девятый класс. Им все говорят о том, что пора определяться с профессией, но толком не могут объяснить, какие профессии существуют в принципе. И подростки понимают, что списком «воспитатель, учитель, пожарный, космонавт» профессии не заканчиваются. Но родители, как правило, список этот расширить могут не слишком сильно: «юрист, экономист и моя профессия». И еще врач. И артист (которая не профессия, а «да чего ты в артисты пойдешь, там звездами становятся единицы, а остальные живут на три копейки»).

Проблема в том, что профессий – реальных, нужных, тех, которые будут востребованы через десять-пятнадцать лет, – масса. Но большинство людей, никак не связанных с этими профессиями, о них не знает. И подростки не знают тем более. А взрослые могут помочь узнать.

Специально для них я разработал технику профессионального самоопределения. Состоит она всего из трех шагов и уникальна тем, что воспользоваться ею может абсолютно любой человек.

Шаг 1. Определитесь со сферой, которая интересна подростку. Это не профессия, это лишь «зона покрытия». Например, он любит рисовать. Или делать прически. Или трехмерную геометрию (двумерную не любит, а трехмерной – прямо-таки фанат). Или – да бог с ним, играть в игры! Потому что игры – это тоже стратегия и тоже мысль.

Шаг 2. Примените навык ребенка в реальном мире. Желательно – во взрослом реальном мире. То есть художественная школа – это прекрасно. Но если ребенок будет рисовать презентации для кого-то из взрослых родственников – это еще лучше.

Я знаю девушку, которая обожала звезд эстрады (или как их сегодня правильно называть?). Казалось бы, как применить это «нравится» к реальной жизни? А она пришла в известный нижегородский клуб, который регулярно проводил концерты звезд, и спросила: «Чем я могу быть вам полезна?» Ей предложили распространять билеты через Интернет.

Сегодня девушка перезнакомилась со всеми сотрудниками клуба и половиной звезд, вполне справляется с обязанностями администратора – и у нее отличные перспективы стать звездой event-индустрии.

Узнала бы она об этом, если бы не пошла в распространители билетов? Да никогда!

Шаг 3. Позиционировать себя профессионалом в своей области. Выстраивать бренд с самого подросткового начала. Продвигать в соцсетях, зарегистрировать сайт-визитку. Для чего? Ну как же, все очень просто! Представьте вуз или потенциального работодателя. Берут они ваше резюме, портфолио, а там и фотки, и видео, и проекты. Все красиво, профессионально. Разве не захотят себе в команду такого парня или девушку? Ответ очевиден.

А вот теперь мы возвращаемся к тезису о том, что подросткам важно быть значимыми для своих сверстников. Как вы думаете, повысится в кругу друзей рейтинг девушки, которая знакома с половиной российских звезд? А ее собственная самооценка? Безусловно.

А если не звезд – но подросток сам зарабатывает пусть карманные, но деньги? Конечно.

А если он проводит собственные выставки и организует мероприятия? Несомненно.

Это та самая взрослость, о которой мечтает каждый тинейджер – и которую порой пытается изобразить, затягиваясь первой сигаретой. Кажется, первая работа – неплохая альтернатива сигарете, верно?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру