Градостроительные полномочия муниципалитетов перешли к правительству Нижегородской области

29.12.2017 в 14:59, просмотров: 3763

На минувшей неделе депутаты Заксобрания в срочном порядке, без особых возражений, сразу в двух чтениях приняли закон о перераспределении градостроительных и земельных полномочий в пользу так называемой нижегородской агломерации.

Градостроительные полномочия муниципалитетов перешли к правительству Нижегородской области
Фото: Андрей Абрамов

В данное образование предлагается включить Нижний Новгород, Дзержинск, Богородский и Кстовский районы. Эта инициатива врио губернатора возвращает почти все функции по распоряжению соответствующими ресурсами из муниципалитетов на уровень правительства области уже с 1 января 2018 года.

Четыре территории в одни руки

Сама тематика и новый термин «агломерация» очень понравились депутатам, но «сколько можно передавать полномочия туда-сюда», недоумевали некоторые. Напомним, в конце прошлого года большинство земельных и градостроительных функций было передано напротив – из области на места.

Закон «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» был внесен в парламент 18 декабря врио губернатора региона Глебом Никитиным и срочно обсужден на двух профильных комитетах.

Законом на региональный уровень перераспределяется большая часть полномочий органов местного самоуправления Нижний Новгород и Дзержинск, Богородского и Кстовского районов в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, а также полномочий в сфере земельных отношений по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане соответствующей территории.

Властям Нижнего Новгорода удалось отстоять за собой право распоряжаться неразграниченной землей, по которой принято решение о развитии застроенных территорий. А кроме того, за городом остаются муниципальные земли, проведение публичных слушаний, выдача разрешений на строительство и на ввод объектов ИЖС, а также сельхозназначения, фермерских хозяйств, гаражей, на неразграниченных участках.

Правда, пока доходчиво пояснить, как будет организована и как будет функционировать нижегородская агломерация, никто не может.

«Понятие это пока не регулируется, площадка дискуссионная, – утверждает и. о. замгубернатора Антон Аверин. – Возможно, работа будет построена по типу проектного офиса».

Но идея промышленного мегаполиса часть депутатов вдохновила.

Агломерация – группа поселений имеющих общую границу, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

На представлении законопроекта было сказано, что он подготовлен в целях стимулирования процесса формирования нижегородской агломерации за счет создания механизма выработки общих документов территориального планирования всех уровней.

«Развитие данных территорий, ограничивающееся только собственными интересами, не учитывающее интенсивно меняющиеся взаимосвязи с соседними образованиями, ведет к нарастанию негативных тенденций, на появление которых оказывает влияние существующий дисбаланс в возможностях элементов нижегородской агломерации в части инженерной инфраструктуры», – сказано в пояснительной записке.

«Создание агломерации даст мощный импульс развитию производственных сил, интенсивному привлечению инвестиций. У нас огромный потенциал, который нужно эффективно использовать», – с энтузиазмом рассказывает председатель комитета ЗСНО по вопросам градостроительной деятельности, ЖКХ и ТЭК Олег Шавин.

Без Бора это фикция

Но депутат Алексей Коваленко (генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез») поинтересовался, в чем причина такого «скоропостижного» решения. «Дали пожить самостийно год и снова забирают полномочия? Теперь опять бюрократия по земельным вопросам возникнет, очереди?» – спрашивает он.

Антон Аверин заявил, что вопрос обсуждался со всеми участвующими главами МСУ.

«Что касается бюрократии, то ситуация улучшится, а не ухудшится. Все будет в одних руках: и подготовка документации, и разрешения, и весь надзор, – убеждал он. – Также мы проанализировали проблемы, связанные с дольщиками, проблемными объектами, 99 процентов из них находятся именно на этой территории. И динамика промышленного строительства требует единоначалия для улучшения инвестиционного климата».

Агломерация как инструмент нужна новому главе региона, который, по словам Аверина, считает, что нужно упорядочить и выработать единый подход к развитию всей этой территории, и для увеличения динамики промышленности (Дзержинск, Кстово).

Виктор Лунин интересовался, почему в агломерацию не включен Бор, который очевидно туда «напрашивается», и этот вопрос возникал у всех, кто вообще интересовался этой проблемой. Однако объяснения, что трудная логистика, нужен еще один мост, депутатов не устроили.

«То, что агломерация такая небольшая, это только первый этап, надо с чего-то начинать, а потом присоединять еще, – убеждал глава градостроительного департамента Александр Бодриевский. – У нас пока только маленький перешеек с Бором».

«С логистикой на Бор у нас все хорошо, – не согласен Юрий Лебедев, – вы давно на север не ездили. До Бора проблем нет добраться, за Бором – пробки».

«Без Бора не может быть никакой агломерации,– уверен депутат Владимир Буланов. – Мы уже раньше много раз слышали о застройке борской поймы, был разработан целый проект (“Глоб-таун”. – Ред.), который областные чиновники представляли на МИПИМе. Мы выделяли бюджетные средства на проектирование Волжского моста по концессии через Подновье. В Нижнем Новгороде уже не воткнешь фабрику на 50 гектаров и с мощностями на 15 мегаватт электричества. Может быть, нам Дальнеконстантиновский район включить в агломерацию? Он очень перспективный».

«Нужно строить мост на Бор, потому что нельзя не использовать такие огромные резервы земли», – считает Василий Суханов.

Депутат также прогнозирует риски, которые могут возникнуть, при создании агломерации. «Это может повлечь за собой отток населения с депрессивных территорий в центр, а также вовлечение в оборот сельхозземель, масштабный снос ветхого и аварийного фонда. Нужно продумать защитные меры для Нижнего Новгорода, программу создания новых рабочих мест на севере области и сельскохозяйственном юге», – говорит депутат. Он предложил правительству области проработать этот вопрос заранее.

Непонятный инструмент

Председатель Заксобрания Евгений Лебедев подчеркнул, что вопрос, связанный с Бором, можно обсудить позже, поскольку он не прорабатывался с руководством Борского МСУ.

А Юрий Лебедев предложил внести в протокол, что областные власти должны отчитаться в 2019 году по агломерации, что сделано, какие результаты достигнуты в связи введением этого закона, какова эффективность работы областных структур.

Но если говорить об этой инициативе серьезно, то разработка только одного проекта нижегородской агломерации заняла бы до полугода. В основу, конечно, должны быть положены серьезные расчеты и обоснования.

«А пока все намерения – это только красивый предлог, чтобы вернуть градостроительные функции по самым перспективным и дорогим землям», – сказал «МК в НН» один из чиновников.

«Новый руководитель области внес новую идею, и мы должны попробовать пойти по этому пути. Предложение совершенно понятно. Нужно не только сконцентрировать полномочия, но и масштабировать все составляющие – и градостроительную деятельность, и социально-экономическую, и решение проблем ЖКХ. Это прорывной проект, но также и огромные трудозатраты, которые необходимы, чтобы создать агломерацию и эффективно использовать ее потенциал», – убежден О. Шавин.

«Это пилотный проект по созданию зоны ускоренного экономического развития. Подобный опыт есть за рубежом, когда крупные города превращаются в мегаполисы. Благодаря этому повышается качество инфраструктуры, логистики», – поддерживает председатель комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Валерий Осокин.

«Необходимо будет сформировать отдельную рабочую группу. Вопросы создания нижегородской агломерации лежат в правовой, организационной и финансовой плоскости. Она должна стать понятным рабочим инструментом», – заключил зампред регионального парламента Александр Табачников.