Очередная революция: в российских регионах сменилась власть

Власть опять меняется

Железное правило хорошей журналистики – не искать дешевого символизма там, где его нет. Но что делать, если он есть? Аллюзии с 17-м годом напрашивались сами собой. Так напрашивались, так навязчиво лезли в глаза, что возникало сильнейшее искушение не обращать на них внимание.

Власть опять меняется

Но не получилось. В 17-м году в России тихой сапой произошла очередная революция. Которую заметили многие, но осознать успели еще далеко не все.

В России опять сменилась власть. В регионах. Во многих регионах. Такой массовой смены региональной власти не было, пожалуй, с начала 90-х, так что вполне уместно вести разговор о кадровой революции. И не просто о кадровой – о поколенческой. Сменился не просто класс чиновников – поколение управленцев.

Весь год Владимир Путин обновлял губернаторский корпус. С учетом тех, что сменились еще в прошлом году, но официально были избраны в этом, обновилась четверть губернаторского состава. И резко при этом помолодела. К управлению страной стали приходить люди, вступившие во взрослую жизнь и начавшие карьеру уже при Владимире Путине. Первое постсоветское поколение. Как бы пафосно и пошло это ни прозвучало, но это люди другой ментальности. Иной, нежели Путин и его ближайшее окружение. Чуточку, но все же иной. Просто в силу возраста.

Твердящие о новом застое не видят очевидного. Кремль проводит масштабную реконструкцию власти – и сверху, и снизу. Двадцать новых губернаторов были выдвинуты президентом в этом году. И почти все они, за редким исключением, намного моложе своих предшественников. Средний возраст новых назначенцев 40 ± 5.

Глава Адыгеи Мурат Кумпилов – 44 года. Глава Пермского края Максим Решетников – 38 лет. Глава Бурятии Алексей Цыденов – 41 год. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин – 37 лет. Глава Удмуртии Александр Бречалов – 43 года. Губернатор (и. о.) Самарской области Дмитрий Азаров – 47 лет. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов – 30 лет. Губернатор (и. о.) Ивановской области Станислав Воскресенский – 41 год. Губернатор (и. о.) Нижегородской области Глеб Никитин – 40 лет.

Нет, президент не выбирает новых кандидатов исключительно по параметру возраста. Есть среди его ставленников люди и постарше. Но общий тренд очевиден – обновление, пусть и не всегда омоложение, региональной элиты. Повышение эффективности и, как следствие, доверия к власти. Повышение общей управляемости системы – как на региональном уровне, так и на стыке с федеральным.

Приходят люди, которым еще есть что доказывать и куда расти, но при этом уже с определенной историей успеха за плечами. Предыдущая ставка на выходцев из бизнеса и госкорпораций себя, в общем, не слишком оправдала, поэтому сейчас продвигаются вперед успешные общественники (Александр Бречалов, Андрей Никитин) и госменеджеры с опытом управления крупными проектами на федеральном уровне (Станислав Воскресенский, Глеб Никитин).

Перемещение из Москвы в регионы не означает понижение в должности и утрату доверия. Наоборот, Кремль направляет в провинцию лучшие кадры, многих с прицелом на вырост. Поэтому так много молодых людей, поэтому такой жесткий отбор потенциальных кандидатов проводит президентская администрация.

Сейчас, когда Москва, в общем, ублаготворена повышением уровня и качества жизни и потенциал столичной протестной активности колеблется в пределах допустимой погрешности, внимание и усилия решено перенести на провинцию. Там выковывается будущая управленческая элита страны. Кто-то справится – пойдет на повышение, кто-то нет – уйдет из поля зрения. В любом случае Кремль намерен встряхнуть самые застойные регионы, сменить самые отсталые и провальные региональные элиты. Проще говоря, подтянуть средний уровень страны и подготовить ее к новой модернизации.

Тех, кто готов, тех, кто справляется и так, без понукания сверху, как калужский или белгородский губернаторы, оставляют, невзирая на их возраст и стаж. Остальных меняют. Молодым назначенцам дается карт-бланш и явное покровительство сверху, и те начинают свою кадровую революцию, не опасаясь отдавить многие больные мозоли.

Это очень рискованная затея, на самом деле многие могут не справиться. Новоиспеченный и. о. нижегородского губернатора Глеб Никитин затеял масштабную перетряску региональной элиты, явно перестраивая под себя сложившийся политический ландшафт. Все прежние губернаторы начинали с того же и все возвращались в итоге к компромиссу с местными.

Получится ли у Никитина? Не факт. Сейчас он активно и азартно клонирует в губернии процессы, идущие на федеральном уровне, проводит свою кадровую революцию. Но чтобы она пошла и завершилась успешно, ему нужна поддержка не только Москвы, но и местных – как простых избирателей, так и «отцов города».

Будет ли у него эта поддержка, станет ясно в следующем году. Кадровая революция Путина благотворно сказалась на его рейтинге и грядущих выборах президента. Как скажется кадровая революция Никитина на его рейтингах и выборах губернатора, нам еще предстоит узнать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 27 декабря 2017

Заголовок в газете: Революция 17-го года

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру