Мы встретились и побеседовали о том, как проходил конкурс, о судьбе театра «Вера» и о спектакле, который будет поставлен на 500 тысяч рублей, полученных от девелопера «Столица Нижний» за победу в конкурсе «Жар-Птица».
– Вера Александровна, конкурс-премия «Жар-Птица» проводится уже три года. В нынешнем году он был посвящен театральному искусству. Как вы решились поучаствовать в нем?
– Мы знали, что есть премия, но мне и в голову не приходило, что она может относиться к театрам. Я думала о чем угодно: о живописи и скульптуре, народном, музыкальном творчестве, но не представляла, что театр тоже может быть в этой истории. Поэтому я сперва не очень поверила в предложение об участии театра в конкурсе. Все думала: «Как же организаторы будут это все разворачивать? Экспертный совет как будет работать?» Ведь за 10 минут трудно понять специфику театра. Мне стало любопытно поучаствовать. Оказалось, действительно очень интересно. И все счастливы, что мы выиграли.
– Как часто такие фестивали бывают и нужны ли они?
– Фестивали, несомненно, нужны. Таких конкурсов никогда не было. Обычно театры собираются в концертных форматах, когда участвуют в мероприятии, приуроченном к какой-либо дате. Но это не имеет отношения к конкурсу. Есть фестиваль «Премьера сезона» – когда мы показываем свои новые спектакли, приезжает сформированное жюри и которое потом на конференции высказывает свое мнение и присуждает дипломы за лучшую роль, лучший спектакль. Недавно прошел Горьковский фестиваль.
А конкурса, который дал бы возможность не просто выступить, а получить возможность дальнейшего развития, новой постановки, у нас в городе не припомню. То, что крупный бизнес – в данном случае «Столица Нижний» – помогает театрам, это прекрасно.
Театр – дорогое удовольствие. У крупных государственных театров есть попечительские советы, помощь и поддержка. У театров поменьше ничего этого нет. И остается только меценатство. Например, такой конкурс с безупречной организацией, как «Перо Жар-Птицы».
– Вера Александровна, вы надеялись на победу?
– Мы всегда ждем чудесного, но часто не знаем, когда оно придет, это чудесное. Здесь я себе сказала, что мы ждать ничего не будем, мы просто участвуем в этой истории. Это очень красиво, конкурс «Перо Жар-Птицы», это девять театров, мы все вместе. И ребят своих я настроила сразу: «Давайте уговоримся, что мы заявляем себя на этой площадке, знакомимся с тем, что происходит, узнаем новый проект, участвуем в нем и радуемся за того, кто получит «Перо Жар-Птицы».
Отрывок из исторического карнавала «Минин», который мы представляли, подразумевал, что зрители будут не только стоять и смотреть, но и видеть спектакль, проходя мимо, и оставаться смотреть, заинтересовавшись.
– У «Веры» уже несколько лет нет собственного здания. Начавшаяся в 2013 году реконструкция затянулась надолго...
– Да, наконец здание театра начали ремонтировать. Сегодня я абсолютно уверена, что театр к нам вернется, а мы вернемся в наш дом. Потому что есть люди, которые много говорят о значимости театра и о важности духовного воспитания детей, а есть люди, которые просто делают. До этого я приходила в наше разрушающееся здание зимой, весной, осенью и снова зимой. Прислонялась к стенам. На меня капала сверху вода, а я думала, что это жалуется наш живой дом, что ему холодно. Сказки всегда жили в здании нашего театра, и они никуда не ушли. Они живут здесь, как синяя птица в волшебном лесу.
– Все эти годы вы выступали на разных площадках, но вы называете этот опыт «Пера Жар-Птицы». Почему?
– В театре между актером и зрителем закрытая стена: я для тебя, но ты не для меня. Ты играешь, а люди пришли на тебя смотреть. Здесь по-другому. Я должна с тобой интерактивно общаться. Если зрителю станет скучно, он уйдет. Я понимала, что наш «Минин» как раз на месте – он площадной, ему эти лица очень помогли. Торговый центр все-таки имеет крышу, а выступления на площади – это погода, это небо, облака и дождь. И это все ложится на театральную культуру.
– В ходе представления вы на фризах сделали и облака, и пламя, и кремль Нижегородский.
– Он у нас такой и идет. Очень сложно в «Минине» было сделать костюмы, грим, сложные декорации. В какой-то момент мне это показалось неправдой. «Мы рядимся, – говорила я ребятам. – Ну, наклею я на молодые лица бороды, надену парики. А мы не про это. Мы про то, что мы имели право в конце задать вопрос: “Ребятишки, люди, а так ли мы Россию любим? Мог бы ты лично поступить так, как Минин?”» Ведь найти-то нужно поступок.
– Спектакль, который вы намерены поставить на средства гранта, – «Пламя Данко» – он ведь тоже об этом.
– «Данко» – давняя мечта. Все как-то не складывалось. И вот – такое стечение обстоятельств. И театр наш должен открыться, и грант «Перо Жар-Птицы» мы получили. Премьера откроет новый сезон.
– При постановке спектакля учтете, что в будущем году на церемонии «Пера Жар-Птицы» «Вера» покажет отрывок из него как итоговый отчет?
– Да, конечно. Это очень хорошая идея, она не дает успокоения, она заставляет думать в другом режиме. Нужно будет ориентироваться на выигрышные моменты, делать так, чтобы было интересно.
Элада НАГОРНАЯ, основатель премии «Перо Жар-Птицы»:
– Каждый год «Столица Нижний» поддерживает одно из направлений искусства. Мы считаем, что театры на сегодняшний день тоже нуждаются в нашей поддержке, и мы счастливы, что смогли реализовать этот проект. Я считаю, что девять театральных коллективов прекрасно выступили на сцене торгово-развлекательного центра «Жар-Птица», поддержать их пришли очень много нижегородцев. У нас за плечами уже три года вручения премии, и я уверена, что в 2018-м мы увидим воплощенным на сцене проект, который стал победителем в этом году.
Социальная миссия нашей компании – помогать талантливым людям проявлять себя и поддерживать разнообразные культурные проекты. Это и легло в основу учрежденной премии «Перо Жар-Птицы».
Наталья СУХАНОВА, директор департамента культуры Нижнего Новгорода:
– Получается уникальный симбиоз, когда торговый центр становится таким домом, объединяющим культурное пространство, разные темы, выставки, интерактивные и концертные площадки, постановки театров. Когда крупный бизнес берет на себя социальную ответственность, это очень важно. Наша миссия все же состоит в том, чтобы достучаться до молодежи. В нужном формате интегрировать то, что нравится молодежи, с тем, что важно, ведь то, что было создано 100 лет назад, актуально и сейчас.
Мы в следующем году соберемся и посмотрим новый спектакль и поставим итоговую оценку.
Татьяна ЦЫГАНКОВА, заслуженный деятель искусств РФ:
– Грант, который выдает «Столица Нижний», – это начинание, которое нужно поощрить нам всем. Россия всегда была сильна меценатством, спасибо этой замечательной организации.
Я должна сказать большое спасибо и зрителю, который в таких трудных для театральных коллективов условиях посмотрел и выслушал все представленные театры. Нижний Новгород испытывает какой-то подъем. Посмотрите, сколько сейчас рождается театров, сколько молодых людей, которые, отдавая все свои силы, работают в искусстве. Это прекрасно!