Как вернуть молодых специалистов в нижегородское село

Наверное, пора бить в колокола, говорят матерые нижегородские аграрии: еще пара-тройка лет, и деградацию села уже трудно будет остановить. Обезлюдеет деревня, останутся только дачники и крупные агрохолдинги рядом с райцентрами. Все заберет город.

Как вернуть молодых специалистов в нижегородское село
Фото: Татьяна Михайлова

В деревню – как наказание

За последние 20 лет по стране «умерла» 21 тысяча деревень. Только треть сельского населения имеет дороги с твердым покрытием, газ есть примерно у 70%, рассказали на заседании комитета по АПК Законодательного собрания нижегородские депутаты, которые побывали на слушаниях по аграрной политике в Госдуме РФ.

На высшем уровне вроде бы начали по-серьезному обсуждать, что делать с сельским хозяйством. Часть мер поддержки хочет взять на федеральный бюджет, чтобы помощь не зависела от региональных властей и их отношения к АПК.

Но нижегородские депутаты вполне осознают, что сельскую территорию нужно развивать в комплексе. Не только землю распахивать, но и кадры «засевать». Правда, предложения, как остановить процесс деградации деревни, пока выглядят утопичными, не в плане невозможности реализовать их, а просто потому, что федеральный тренд оптимизации «социалки» или то, как эта задача исполняется в Нижегородской области, не коррелируются с закреплением молодежи на селе.

Социальной инфраструктуры, которая связывает отдаленный поселок с цивилизацией, осталось крайне мало. Рожать – в райцентр, учиться – в райцентр, а дорог и газа – нет. Надо срочно принимать областной закон о развитии инфраструктуры, программу по закреплению кадров.

Общее число работающих на селе не прибавляется, свидетельствует начальник управления научных исследований и проектов Нижегородского института управления (филиал РАНХиГС) профессор Андрей Дахин. Хотя меры поддержки сельхозмолодежи в Нижегородской области есть, но они оказываются неэффективными (см. справку).

Члены комитета АПК Заксобрания (и целая фракция «Единой России»), разработали и на минувшей неделе обсудили проект закона «О развитии сельского хозяйства в Нижегородской области». Он фактически обязывает исполнительную власть региона предложить конкретную программу развития агропромышленного комплекса, наполнить ее деньгами, задать показатели результативности и отчитываться о выполнении. Основные направления – это доступность кредитных ресурсов, обновление сельхозтехники, развитие системы страхования рисков, животноводства (в том числе племенного), растениеводства (элитного), потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств; консультативная поддержка, подготовка специалистов для сельского хозяйства.

21 декабря проект закона будет приниматься в первом чтении на заседании Законодательного собрания.

Очень мобильные кадры

Отдельно депутаты обсуждают проблему закрепления кадров. Андрей Дахин представил социологическое исследование среди профильных сельскохозяйственных учебных заведений, проведенное нынешней осенью. Тема – привлечение и закрепление выпускников на рабочих местах по сельхозпрофилю. Было опрошено 304 человека от 17 до 21 года.

«В этом возрасте начинающие соискатели, очень интенсивно движутся, – поясняет профессор. – Студенческие кадры из других регионов дают хорошую прибавку, в том числе и в Нижегородскую область – до 9%. Остается понять, как их закрепить на селе. Мы изучили настроения студентов и поняли, что целевая подготовка почти не дает результатов. Только 28,9% опрошенных выразили намерение связать свое будущее с полученной профессией. Договоренность с конкретным сельхозпредприятием есть у 5,3%».

Как показало исследование, устроиться на сельхозпредприятие для получения опыта планируют 72% вузовских и только 50% студентов агротехникумов. Не планируют вообще работать в сельском хозяйстве: по вузам – 18,8%, у агротехникумов – 50%. Поехать на село при любых условиях согласны только 3,4% – вуз и 5,3% – агротехникум, при определенных условиях не прочь 73% – вузы и только 36% – агротехникум, не собираются ни за какие коврижки – 7,5 и 21% соответственно.

Примечательно, что чаще других категорически отказываются переезжать на работу в другую местность жители средних городов: Дзержинска, Арзамаса, Кстова и те, кто живет рядом с областным центром. Наиболее весомым фактором является размер зарплаты. Меньше влияют подъемное пособие, карьерный рост.

Не доплаты, а жилье!

«Вкладывать средства в закрепление ребят на селе в пиковый период мобильности вряд ли целесообразно, – говорит Андрей Дахин, – пока они не наскачутся бессмысленно бороться и не давать им уезжать. Нужно “ловить” кадры на нисходящем тренде (после 21 года. – Ред.), когда уже они хотят обзавестись домом, семьей. Можно строить политику с помощью проектных подходов: жилье, доплаты, социальные условия».

«Ключевым фактором для переезда на село молодых специалистов является не денежная доплата, а жилье, – уверен депутат Михаил Манухин. – Из тех, кого мы опрашивали, охотнее готовы переезжать на село не одиночки, которым дают по сто тысяч рублей, а семейные пары. Если у них есть нормальное жилье, то можно думать о детях, хозяйство завести. Оптимальным является вариант: зарплата не менее 25 тысяч рублей, школа, детсад и подъемные в 150 тысяч рублей».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: Пустеют районы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру