В своем прежнем виде нижегородская Стрелка изжила себя давно

Развернутая в последние дни и недели кампания в защиту Стрелки, точнее «объектов культурного наследия регионального значения», еще оставшихся на ней, выглядит, честно говоря, довольно забавно. Со всем уважением к защитникам «родимой старины».

В своем прежнем виде нижегородская Стрелка изжила себя давно
Фото: Евгений Алексеев

И дело даже не в том, что это покушение с негодными средствами. План реконструкции Стрелки давно уже принят, утвержден и претворяется в жизнь. Да, возможно, не слишком цивилизованными методами, но тут у властей особо нет выбора – время поджимает. До чемпионата мира по футболу осталось полгода, а не готов еще ни стадион, ни территория вокруг него. Власти торопятся если не построить, то хотя бы очистить территорию, замостить и прикрыть самый вопиющий срам. Очевидно, что полуразрушенные сараи и здания в эту концепцию не вписываются никак. Реконструировать их не успеть, прикрывать щитами стыдно, остается снести. Решение очевидно, у градозащитников нет шансов.

Но дело, повторяю, даже не в этом. Дело в извечном провинциальном синдроме, побуждающем отстаивать и защищать то, что того не стоит. Эта наивная и немного смешная гордость провинциала «А вот у нас…», и дальше идет перечисление культурно-исторических объектов, значимых лишь для тех, кто не видел настоящих архитектурных шедевров. «Ах, какой прелестный домик, зачем же его ломать, ведь в нем когда-то останавливался сам Максим Горький?!»

Домик, может, и впрямь прелестный, но, честно говоря, на архитектурный памятник он не тянет никак, оригинальности минимум, и все, чем он значим, это своим когда-то знаменитым постояльцем. Может ли это служить достаточным основанием для консервации домика и задержки градостроительного развития? Не уверен.

Конечно, будь это какой-нибудь старый замок или оригинальный дворец, был бы другой разговор. Даже об отдельных усадьбах речи не идет. Ясная Поляна, пушкинское Болдино – это особые объекты, пусть не архитектурного, но хотя бы исторического значения. Они привлекают внимание сами по себе, они не тормозят развитие, а генерируют память, о них и речи нет.

То же ли самое можно сказать про пресловутую Стрелку? Простите, нет. В своем прежнем виде Стрелка изжила себя давно, по-хорошему еще сто лет назад, когда окончательно закрылась Нижегородская ярмарка и порт на Стрелке потерял свое прямое функциональное назначение. Уже тогда надо было создавать на Стрелке общественно-культурное пространство; само место на слиянии двух великих русских рек так и просится под обустройство парками, каналами, набережными, фонтанами, отелями, кафе и ресторанами. Но за пролетарскими буднями, войнами и строительством коммунизма все как-то руки не доходили.

Сейчас вот дошли. Бомбоубежище, водозаборная станция, пакгаузы столетней давности – граждане, вы это серьезно?! Серьезно хотите сохранить все это в качестве объектов архитектурного наследия только потому, что кому-то это кажется милым и оригинальным?! У нас на глазах построили современный футбольный стадион – вот это действительно мило и оригинально (еще бы соответствующую команду завести в премьер-лиге). У нас остается на Стрелке то, что действительно внушает известное почтение и уважение даже искушенным туристам: Староярмарочный собор, собор Александра Невского, рядом Главный ярмарочный дом. Они остаются, никто их сносить не собирается. А остальное давно уже пора, Стрелка заслуживает намного более лучшего, органичного и оригинального архитектурного обрамления.

Это же уникальное место, настоящая кладезь возможностей для талантливых архитекторов и дизайнеров. Двести лет назад Бетанкур и Монферран сполна использовали эти возможности и создали действительно инженерно-архитектурный шедевр – Нижегородскую ярмарку, привлекавшую людей со всего мира. Потом ярмарку закрыли, большую часть зданий сломали и застроили Стрелку унылыми советскими конторами, складами и панельными многоэтажками. Стрелка потеряла цельность, потеряла оригинальность и, как следствие, всю свою привлекательность.

Сейчас Стрелка нуждается не в плаче о потерянном прошлом и не в драках за ржавую арматуру, а в комплексном обновлении, реновации по-нижегородски, если хотите. Как бы ни было дорого, но надо расселить все уродливые многоэтажки со Стрелки, вернуть ей цельность общественно-политического пространства, сделать ее местом отдыха и развлечения всего города. Вот на это тогда и поедут туристы, вот на это они и повезут свои деньги, а не на «металлические конструкции пакгаузов» столетней давности.

Можно спорить о достоинствах имеющихся в публичном доступе планов и проектов реконструкции Стрелки, но все они имеют один несомненный плюс – создание цельного и достаточно органичного пространства. Тогда как то, что есть сейчас, ни разу не органично и совсем не цельно. Пора заканчивать с этой провинциальной ностальгией по прошлому. За древностями туристы едут в Египет, за архитектурными шедеврами – в Венецию или Петербург. Нижний туристов на древностях и шедеврах не привлечет. А нижегородцам нужно развитие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Провинциальный синдром

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру