Нижегородский метрополитен отметил сорокалетие

Сорок лет назад началось строительство Горьковского метрополитена

Метрополитен – самый молодой вид транспорта в Нижнем Новгороде. Трудно себе представить, но первая линия подземки начала работать всего 32 года назад. Первые сваи метрополитена были вбиты 17 декабря 1977 года. Но этому предшествовала огромная подготовительная работа, о которой рассказывают документы из архивных фондов Государственного общественно-политического архива Нижегородской области.

Сорок лет назад началось строительство Горьковского метрополитена
Строительство станции метро "Московская", вид сверху. Слева - здание Центрального универмага, 1978 год Фото: Б. А. Шемякин

Горьковский метрополитен стал десятым по счету в СССР и третьим в России. В 1970 года московские проектные институты по поручению Госплана СССР разработали технико-экономическое обоснование сооружения в Горьком метрополитена как наиболее скоростного, комфортабельного и удобного вида транспорта.

В сентябре 1973 года было получено разрешение на проектирование первой очереди метро. Работу над техническим проектом участка первой очереди Горьковского метрополитена осуществлял коллектив института «Метрогипротранс».

В протоколе заседания секретариата Горьковского обкома КПСС за 1974 год представлена информация о ходе проектных работ первой очереди метрополитена. На 1 октября институт «Метрогипротранс» выполнил проектные работы на 250 тысяч рублей из 300 тысяч рублей по плану. Горьковский трест инженерно-строительных изысканий на 1,5 месяца раньше срока закончил инженерно-геологические работы. Это позволило «Метрогипротрансу» в августе выполнить работы по выбору трассы первой очереди метро, определить месторасположение базовых и строительных площадок. Горьковские организации приступили к выполнению технических проектов по перекладке существующих коммуникаций.

За досрочное выполнение проектно-изыскательских работ работники треста «ГорьковТИСИЗ» были награждены почетными грамотами горкома КПСС и исполкома городского Совета депутатов трудящихся. Среди них управляющий трестом, «ГорьковТИСИЗ» А.И. Белоколоцкий, буровой мастер Л.Н. Кужулевский, инженер-топограф А.И. Марфин и многие другие.

В ноябре 1976 года проект был утвержден. Предполагалось, что Горьковский метрополитен будет состоять из трех линий. Первая – протяженностью 17,7 км – от Московского вокзала до Соцгорода Автозаводского района. Вторая – 26,3 км – из Сормова через Московский вокзал в нагорную часть города. Третья – 16 км – должна была проходить вдоль проспекта Гагарина.

В 1977 году намечалось осуществить подготовительные работы в объеме 1 млн рублей, в следующем – 3,7 млн рублей. Горьковскому горисполкому поручили подготовить к развертыванию строительно-монтажные работы на трассе метрополитена, обеспечить снос зданий и сооружений, перенос инженерных коммуникаций и транспортных линий.

Сначала предполагалось строительство участка первой очереди метрополитена протяженностью 9,6 км от Московского железнодорожного вокзала до Автозавода и возведение восьми станций. Их названия были утверждены Горьковским горисполкомом: «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Заречная», «Двигатель революции», «Пролетарская», «Северная» (сейчас – «Автозаводская»), «Комсомольская».

Горьковской обком комсомола выступил с инициативой организовать шефство над строительством метро и направить на важнейшие участки комсомольско-молодежные отряды. 27 августа 1977 года комсомольцы Канавинского района вышли на первый молодежный субботник в районе трассы будущего метро.

На заседании бюро Горьковского обкома ВЛКСМ 21 сентября было принято постановление «Об участии комсомольских организаций области в строительстве в г. Горьком участка первой очереди метрополитена». Был объявлен общественный призыв комсомольцев и молодежи в строительные подразделения Горькийметростроя и проектные организации, создан комсомольский штаб. Многие комсомольцы хотели участвовать в строительстве метрополитена. Райкомам ВЛКСМ рекомендовали осуществить необходимые меры по профориентации школьников на профессии метростроителей, направлять на строительство наиболее опытных, имеющих какие-либо строительные специальности комсомольцев.

Строительство метро от Северной до Комсомольской проходной, 1968 год Фото: С. Федянцев

Строительство Горьковского метрополитена вел тоннельный отряд № 20 Главтоннельметростроя, начальником отряда был Владимир Николаевич Осидак. В Горький доставили мощную копровую установку для забивки шпунта на станции метро «Ленинская».

17 декабря 1977 года были вбиты первые сваи в котлован станции. На строительной площадке состоялся митинг, посвященный началу строительства метрополитена. Здесь собрались трудящиеся Автозаводского, Ленинского и Канавинского районов. По предложению первого секретаря Канавинского райкома КПСС А. А. Малышко участники митинга единодушно приняли обращение ко всем трудящимся г. Горького объявить строительство метро ударной стройкой, внести свой вклад в обеспечение досрочной сдачи пускового участка. Право забить первый шпунт было предоставлено бригаде копровщиков под руководством бригадира Владимира Петровича Бибко.

Редакциям горьковских газет, телевидению и радиовещанию было поручено освещать ход строительства Горьковского метрополитена. В газете «Горьковский рабочий» открылась новая рубрика «Метростроевец», в которой выступали работники проектных и строительных организаций, специалисты в области народного хозяйства и транспорта.

В те годы газета писала: «Станция “Ленинская” расположится прямо под проспектом Ленина. Она будет односводчатого типа, сооружать ее станут открытым способом. Длина котлована составит 300 метров, глубина – свыше 10 метров. Метростроителям предстоит переместить из зоны строительства более 40 тысяч кубометров земли».

Все восемь километров подземной трассы были перенасыщены водой, плывунами, напичканы городскими коммуникациями. Проходчики боролись с водой, внезапно хлынувшей из забытого коллектора, преодолевали участки с высокой загазованностью. Им даже пришлось вывозить из котлована неразорвавшуюся немецкую фугасную авиабомбу.

В информации по выполнению постановления бюро Горьковского обкома КПСС «О строительстве первой очереди Горьковского метрополитена» в 1979 году отмечалось, что метростроители прошли 5 км тоннелей, закончен монтаж основных строительных конструкций станций «Ленинская» и «Заречная».

В 1982 году на бюро Горьковского обкома КПСС постановили: «Волго-Вятскому управлению Госснаба СССР выделить... 2,7 тыс. тонн цемента марки 500 тресту “Железобетон” на изготовление сборных железобетонных конструкций для метростроителей и оказать помощь управлению строительства “Горметрострой” и дирекции строящегося метрополитена в комплектации необходимыми спецматериалами и технологическим оборудованием…» Также было решено просить Министерство путей сообщения СССР о продлении участка первой очереди Горьковского метрополитена от станции «Комсомольская» до станции «Ждановская».

К этому моменту было освоено более 40 млн рублей, пройдено 8,7 км тоннельной проходки, уложено 3,5 км постоянных путей, велись отделочные работы на станциях «Ленинская» и «Заречная», были готовы к отделке станции метро «Двигатель революции» и «Чкаловская».

7 июня 1985 года была осуществлена сбойка последних перегонных тоннелей, которые соединили станции «Московская» и «Чкаловская». С этого дня по всей подземной трассе пускового участка можно было не только пройти, но и проехать.

19 ноября на станции «Ленинская» состоялся торжественный митинг, посвященный пуску первого участка Горьковского метрополитена. 20 ноября началось регулярное движение поездов. В первый же день было перевезено около 250 тыс. пассажиров.

Это было лишь начало. Через несколько лет вступят в строй станции «Автозаводская» и «Комсомольская». Метро пойдет в Сормово, в нагорную часть. Сейчас мы ждем пуска станции «Стрелка». Но третьей ветки метро – в нагорной части – до сих пор не существует.

По документам Государственного общественно-политического архива Нижегородской области.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 29 ноября 2017

Заголовок в газете: Третьей ветки до сих пор нет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру