Всероссийский фестиваль «Болдинская осень» проходит в Нижнем Новгороде

Отец самой закадычной моей подруги играл в оркестре оперного театра на скрипке. Жили мы с ней в одном доме, буквально через дорогу от театра, и потому совсем не странно, что наше сознательное детство прошло за кулисами. У нас были любимые спектакли и композиторы, мы фанатели за Верди, и в то время, как наши одноклассницы сходили с ума по брюнету и блондину из Modern Talking, мы были по уши влюблены во Владимира Бусыгина и Вадима Балюту.

Всероссийский фестиваль «Болдинская осень» проходит в Нижнем Новгороде
Фото: Ирина Гладунко

Тогда фестиваль «Болдинская осень» был для нашего города потрясающим событием. Во время его проведения бабушки-вахтерши особенно зверствовали, и нам приходилось проникать в театр совсем уж незаконно: через дырку в заборе за деревянным двухэтажным домом, одной стеной выходившим на задний двор театра.

Нужно было протиснуться через довольно узкий лаз, пересечь незамеченными двор, проскользнуть в обитую коричневым дерматином дверь, и – ура, мы за кулисами, где знаем каждый закоулок и закуток. Поймать нас там – это утопия. Можно посмотреть спектакль прямо из-за кулис и услышать, как Лиза выговаривает Герману после слезовыжимательного дуэта, что он во второй половине совершенно загнал темп, безобразие. Или тихонечко слиться с занавесками в ложе – там удобнее и сцену видно лучше. А в антракте осторожно выглянуть в фойе (помним вахтерш) и, если на горизонте все спокойно, смешаться с нарядной толпой гуляющих: старушки в панбархатных платьях с брошами, важные старики в костюмах, женщины бальзаковского возраста в атласе и восторженные девушки в крепдешиновых блузках. Джинсы тогда еще в театр не носили, особенно во время «Болдинской осени», ведь это было Культурное Событие, беспрецедентное для закрытого города Горького.

Конечно, с тех пор я не раз бывала в нашем оперном и с друзьями и приводила туда сына. Но именно на фестиваль «Болдинская осень» я попала в первый раз после детства и, наверное, в первый раз не через забор, а совершенно легально.

«Две оперы, – ликуя, рассказывала я мужу, – представляешь, целых две за один раз».

Фестиваль «Болдинская осень 2017» открылся двумя премьерами – одноактными «пушкинскими» операми «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова и «Алеко» Сергея Рахманинова.

2017 год для фестиваля юбилейный – в этом году исполняется ровно 80 лет, как Горьковскому театру оперы и балета было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина.

«С тех пор театр живет с этим именем и репертуаром, – волнуясь, говорит директор театра Анна Ермакова. – Все спектакли, которые были написаны по произведениям Александра Сергеевича Пушкина либо идут, либо шли, либо будут идти на нашей сцене».

Действительно, в театре были поставлены практически все классические «пушкинские» оперы и осуществлены сценические прочтения произведений современных авторов, созданных на пушкинские сюжеты. Например, «Алеко» С. Рахманинова первый раз в нашем театре поставил в 1943 году выдающийся режиссер Борис Покровский, который в 1937 году, сразу после окончания ГИТИСа, был приглашен в Горьковский театр оперы и балета и с 1940 по 1943 год был его главным режиссером.

Сегодняшний режиссер-постановщик опер «Алеко» и «Моцарт и Сальери» заслуженный артист РФ Дмитрий Суханов вспоминает: «Сначала было принято решение поставить их в концертном исполнении. Но как-то с Ренатом Рифатовичем (Жиганшиным, музыкальным руководителем и главным режиссером театра. – Авт.) посидели, подумали, что, наверное, не очень интересно будет для зрителя в концертном исполнении, да и для актеров тоже. Это проще, конечно, но мы предложили Анне Дмитриевне все-таки поставить спектакли».

«Предложили? Руки выкрутили», – жалуется Анна Дмитриевна, но в глазах ее гордость: смогли, сумели, несмотря на то что страшно дорого и тяжело, сразу два спектакля на выпуске, но справились, преодолев все трудности. И репертуар театра стал богаче на целых две прекрасные постановки.

Каждый день в течение полутора недель (до 26 ноября) фестиваль удивляет зрителей чем-то особенным. Труппы из разных городов России – Екатеринбурга, Самары, Йошкар-Олы, Москвы и Санкт-Петербурга – целый год готовились, чтобы принять участие в этом событии.

«У фестиваля есть своя история и традиции, которыми мы дорожим. К одной из традиций относится обязательная премьера, которую мы показываем в рамках фестиваля, к другой… – Анна Дмитриевна указывает на большую корзину с цветами, ее держат молодой человек в костюме и юная девушка в красном платье с открытыми плечами, – возложение цветов к бюсту Пушкина перед зданием нашего театра. И я прошу возложить цветы», – отправляет она величественным жестом держателей корзины.

Сидя в теплом зале, даже думать зябко о голых руках девушки, возлагающей цветы. Но традиция есть традиция.

Итак, у фестиваля есть своя история и добрые традиции, но сначала была идея, и идея эта витала в воздухе с самого основания театра в 1935 году. Ведь неслучайно вслед за «Князем Игорем», которым 24 октября 1935 года открылся в городе Горьком театр оперы и балета, 26 октября на сцене театра был показан «Евгений Онегин», а во втором сезоне прошла целая пушкинская декада.

В ее репертуар уже входили оперы «Евгений Онегин», «Русалка» и «Борис Годунов». 10 февраля, на второй день декады, которую можно считать прообразом фестиваля «Болдинская осень», театру и было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина.

Почти 50 лет понадобилось, чтобы идея оформилась и в 1986 году город получил прекрасное событие – праздник оперного и балетного искусства, посвященный Пушкину и его творчеству. А с 1988 года фестиваль стал ежегодным, и с тех пор он собирает дирижеров и композиторов, хореографов и художников, артистов оперы и балета, режиссеров, музыковедов и театральных критиков, журналистов – всех, кто в своем творчестве и деятельности обращается к Пушкину.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: Тяга к искусству, Моцарт и Алеко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру