Штрафы за отсутствие регистрации в системе «Платон» вырастут

Два года назад страна узнала новое слово «Платон». Если раньше при этом слове вспоминали Древнюю Грецию и философа, то теперь – дальнобойщиков. За время своего существования против системы боролись, наверное, водители из всех регионов страны, но вопреки всем надеждам «Платон» укоренился, а дальнобойщики, судя по всему, смирились с его существованием.

Штрафы за отсутствие регистрации в системе «Платон» вырастут
Фото: Ярослав Гунин

Пожалуй, главной целью введения данной системы в России стала легализация рынка автомобильных перевозок. Проблема это давняя и застарелая, свое начало она берет с 1991 года, когда страна перешла на экономические рельсы. Тогда же и начали возникать противоречия между легальными и теневыми перевозчиками. Сегодня в России профессия водителя самая популярная. В этой отрасли занято 5,5 млн человек – это больше, чем продавцов или охранников. Сравнительная легкость заключалась в том, что для входа на рынок автоперевозок был нужен грузовик и водитель с соответствующей категорией. По замыслу, «Платон» должен был вывести на чистую воду тех, кто занимался грузоперевозкой, но не платил за это налогов. Чтобы войти в систему, нужно было зарегистрироваться. Впрочем, ожидания не оправдались, и в 2015 году по всей стране прокатились бунты дальнобойщиков, которые выступили против «Платона». Сейчас большинство с ним все же смирились. Затраты на «Платон» легли не на плечи транспортников, а на потребителей.

– Для Европы установка контрольных рамок не является новшеством, но темпы ввода «Платона», конечно вызвали удивление, – отметил председатель общественного комитета по транспорту и экспедированию при Торгово-промышленной палате Нижегородской области Анатолий Добродий.

Нижегородская область занимает пятое место в России по протяженности автомобильных дорог. Если суммировать всю длину, то получится 31 тыс. км, притом что федеральных трасс в регионе всего-то 458 км, все остальное – региональные, местные и сельские дороги. Обсудить вопросы функционирования системы стороны собрались в Нижнем Новгорода на транспортно-логистическом форуме. Перевозчики, взяв с места в карьер, пошли в атаку. В регионе практически нет мест, где дальнобойщики могут остановиться и сходить в туалет, в отличие, например, от трассы М-4, где специальные карманы для отдыха водителей стоят на протяжении всей трассы. Пару месяцев назад этой проблемой обещал было озадачиться Александр Герасименко, будучи министром транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, но он ушел на работу в мэрию, и взятки с него стали гладки. Отдуваться пришлось директору государственного казенного учреждения региона «Центр безопасности дорожного движения» Глебу Иванову.

– Вопрос принимается, я его себе запишу, – сказал он, чем вызвал смех в зале и единичные аплодисменты. Добавив, что в правительстве региона сейчас заняты тем, что отчуждают землю вдоль трассы под эти цели, так что отчисления в Дорожный фонд страны идут все же не зря. Вообще Приволжскому федеральному округу повезло, рассказала транспортникам руководитель Приволжского филиала государственной системы «Платон» Наталья Соболева. Так за два года от «Платона» в бюджет поступило 37 млрд рублей, из которых треть ушла именно на Приволжье, а Нижегородской области повезло особенно: 3,6 млрд рублей было выделено на строительство Борского моста. Это самый большой трансферт, перечисленный из средств, собранных «Платоном», притом что Нижегородская область находится на третьем месте в округе по количеству зарегистрированных большегрузных автомобилей – 16 тысяч. Больше в Татарстане – 35 тысяч и в Самаре – 16,5 тысячи. Нижегородские собственники большегрузов отличаются добропорядочностю – 92% владельцев грузовиков зарегистрировались в системе «Платон».

– А когда же 100% будет? – спросили журналисты.

– А никогда, – ответила Наталья Соболева. – Есть такие машины, которые на федеральные трассы попросту не выезжают, и регистрация в системе им не нужна.

В Нижегородской области установлено восемь стационарных рамок, которые контролируют проезд большегрузов, им в помощь присланы два автомобиля мобильного контроля. Впрочем, как отметили в управлении, это не значит, что на недельку мобильные посты контроля не могут приехать из соседних регионов. Транспортники продолжали атаки и поинтересовались, как «Платон» способствовал процессу «обеления» рынка.

– Многие после введения системы «Платон» стали регистрироваться не как частные лица, а как ИП, – ответила Наталья Соболева.

– А что мешало сразу так сделать? Понятно, что ты грузовик покупаешь не для того, чтобы картошку на дачу возить, – возразили транспортники.

– У «Платона» нет задачи заставить всех соблюдать требования закона. Да, рамки можно объехать, но долго бегать все равно не получится – пункты мобильного контроля постоянно меняют места дислокации. К тому же штрафы за отсутствие регистрации в системе в скором времени вырастут до 20 тысяч рублей, и нельзя будет заплатить лишь половину. Кроме того, из проекта закона исключается норма о том, что штраф выписывается только один раз. Сколько раз нарушил – столько и заплатишь, – парировала глава Приволжского филиала «Платона».

По итогам обсуждения стороны пришли к мнению, что если «Платон» нельзя отменить, то нужно хотя бы довести до сведения всех, что в скором времени штрафы за отсутствие регистрации вырастут. А товары немного подорожают. Не впервой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: Платоновские меры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру