«Ночь искусств 2017» прошла в Нижнем Новгороде

В рамках акции состоялось более 1500 культурных мероприятий. Для посетителей были проведены экскурсии, выставки, спектакли, концерты, мастер-классы и творческие встречи.

«Ночь искусств 2017» прошла в Нижнем Новгороде
Фото: Алексей Шеянов

– Ты уже выбрала, на что пойдешь во время «Ночи искусств»? – спросила я у самой активной своей подруги, без которой не обходится ни одно культурное мероприятие в Нижнем Новгороде. На нее была вся надежда, поскольку остальные мои приятели про «Ночь искусств» совсем ничего не слышали, но и она не оправдала:

– Возможно, а что это и где?

Вообще в отличие от «Ночи музеев» с ее огромными очередями тянущихся к искусству людей «Ночь искусств», по крайней мере в Нижнем Новгороде, прошла камерно, уютно, в лучших традициях датской философии хюгге.

– Ох, как прекрасно, что вы пришли, – встретила нас на входе в Ленинскую библиотеку Ольга Кузнецова, замдиректора библиотеки. – Вы ведь на концерт? Раздевайтесь пожалуйста, проходите. Только вас и ждали, – это уже следующим за нами посетителям, робко открывшим тяжелую дубовую дверь. Это ощущение, что все свои и всех ждут, сразу сделало вечер теплым, и то, что девиз этой ночи – «Искусство объединяет», лишь дополнило сложившуюся благодаря душевной встрече картину акции.

«Ночь искусств – 2017» в Нижнем Новгороде торжественно открылась концертом квартета духовых инструментов музыкального колледжа имени Балакирева. На самом деле это был квинтет, но, как объяснил руководитель коллектива Юрий Петрович Овчинников, один из участников – старожил ансамбля и он не в счет, потому что учится уже не в музучилище, а в консерватории и примкнул к ним в этот вечер чисто из любви к искусству. И да, любовь к искусству звучала в каждой ноте исполненных произведений, среди которых была классика, джаз и популярные ретромелодии. А под Puttin’ on the Ritz Ирвинга Берлина фотографы ходили по залу в ритме джаз-дэнса и даже сидящие слушатели пытались пританцовывать, выбивая ногами подобие чечетки.

– Уже уходите? – гардеробщица искренне опечалилась, отдавая нам куртки. – Оставайтесь, вон экскурсия только что началась, а потом в Белом зале будет еще один концерт – презентация книги «Неизвестная музыка дворянской России».

Но у нас был план, и следующим пунктом в нем значился концерт Нижегородского русского народного оркестра в усадьбе Рукавишниковых.

Похоже, свое везение вместе с правом на теплый прием мы оставили в здании областной библиотеки на Варварке, потому что в историко-архитектурный музей-заповедник нас пустили лишь на порог и монументальная женщина в шали и розах с лестницы возвестила нам о том, что мы явились слишком поздно и уже все. Охранник был более приветлив: пугливо косясь на суровую вахтершу, он шепнул нам, что завтра музей будет работать для всех бесплатно. «Приходите», – украдкой подмигнул он и скрылся за углом.

«Зато погуляли», – утешала я себя, наблюдая, как юная пара стучится в двери дома № 3 по Верхневолжской набережной. Затея была изначально обречена на провал – все окна художественного музея погасли явно уже давно, но ребята не расстроились и пошли дальше, по всей видимости, к усадьбе Рукавишниковых. Мы не стали их останавливать: вдруг этим юным удастся то, что не получилось у нас, и женщина-вахтер распахнет перед ними двери в святая святых? А у нас следующим номером шел литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова с презентацией «Русская усадьба» и выставкой «Усадебная библиотека. Загадочная история одной книги». Но то ли мы долго гуляли, то ли представления о ночи у администрации музея не совпали с нашими, но в 20:00, когда мы подошли к музею Добролюбова, его окна были так же темны, как окна художественного музея.

Следующий этап ночи искусств начался для меня на другой день восторженным сообщением от подруги: «Я в филармонии на “Новой России” Башмета, “самого”, конечно, нет, но все равно это прекрасно! Мы устали аплодировать! Болят руки!» – и еще много восклицательных знаков и счастливых смайликов. Я обзавидовалась и заглянула в свой план.

К слову, сразу было понятно, что попасть на все запланированные события «Ночи искусств» просто невозможно. В рамках акции прошло более полутора тысяч мероприятий на площадках музеев, театров, выставочных залов, библиотек, даже в метро на станции «Горьковская» состоялся флешмоб Нижегородского молодежного хора, было весело, звонко и а капелла, только мало. Но на то он и флеш (англ. – вспышка, мгновение), наверное, что ярко и быстро. Зрители, и случайные и приглашенные, расходились, напевая прилипчивые мотивчики. А в Арсенале нас ждало серьезное – тоже хор, тоже а капелла, но «Десять поэм на стихи революционных поэтов» Шостаковича.

«Ночь искусств» совершенно закономерно в этом году обращается к революционной тематике. Ведь творчество Дмитрия Шостаковича – это не только симфонии, оперы и камерная музыка, но и хоровые произведения, истинные документы своей эпохи. Революционное искусство – это целый огромный пласт искусства ХХ века, и в художественном музее тут же, в кремле, также приуроченная к 100-летию революции, проходит выставка «Красная Атлантида» о великой красной империи – СССР, которая, подобно Атлантиде, погрузившейся в морскую пучину, исчезла из геополитического пространства мира. Правда, почему-то эта интереснейшая выставка не вошла в программу «Ночи искусств» и ее посещение оплачивалось отдельно. Зато основная экспозиция была открыта для посещения совершенно бесплатно.

Завершение «Ночи искусств» решено было отметить перед картиной Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам», таким образом, воссоединиться с подругой на лекции по этой знаковой для Дня согласия и примирения картине и обменяться впечатлениями об акции в целом. Но звезды не сошлись, телефоны не ловили сеть, а нас вдруг поймали в танцевальном зале люди, одетые в костюмы пушкинской эпохи, поставили в круг и научили испанскому вальсу: «Мулине правой рукой, мулине левой рукой, даму слева р-р-раз, и направо – оп!» «Слева раз, и направо – оп» еще долго звучали в голове под вальсовую мелодию.

Обменяться впечатлениями удалось уже только утром, и основной вывод был: побольше бы таких акций и получше бы их освещать заранее, а не постфактум, а то на всех мероприятиях были только приглашенные по принципу сарафанного радио «свои» и пресса, что, безусловно, добавляло камерности и уюта, но явно не охватывало всю заинтересованную аудиторию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: Под музыку революции в темпе вальса

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру