Уникальная выставка «Пермского иконостаса» Рериха открылась в Нижнем Новгороде

Юбилей можно отпраздновать по-разному. Но очень приятно, когда памятная дата какого-либо учреждения обретает огромное значение для большого количества людей, даже к нему и не причастных. Например, Ломоносовская школа к своему 25-летию выступила соорганизатором уникальной выставки «Пермского иконостаса» Николая Рериха в НГХМ.

Уникальная выставка «Пермского иконостаса» Рериха открылась в Нижнем Новгороде
Фото: Роман Бородин

– Мы долго думали, что подарить — себе, учителям, детям, городу в свой день рождения. Наступает период в жизни, когда делать подарки интереснее, чем их получать. Эта выставка для нашей школы – возможность сказать о чувствах, которые связывают нас с прекрасным, понимании и внимании к другим людям, – рассказала директор школы имени Ломоносова Галина Клочкова.

«Пермский иконостас» – удивительная и малоизученная часть наследия Николая Рериха. Он был спроектирован художником в 1907 году для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми. В оформлении и убранстве иконостаса принимал участие московский художник С. И. Вашков, который «одел» все написанные Н. К. Рерихом иконы басмой, а также неизвестные художники-исполнители.

Это было время, когда в обществе пробудился интерес к русской иконе. Общество училось воспринимать ее образность и красоту.

«Слава богу, слепота прошла: иконы собирают; из-под грязи возжигают чудесные, светоносные краски; – писал Николай Рерих, – иконы издают тщательно роскошными изданиями; музеи гордятся иконными отделами; перед иконами часами сидят в восхищении, изучают, записывают; иконами гордятся. Наконец мы прозрели; из наших подспудных кладов добыли еще одно чудное сокровище».

Именно в этот период на полотнах, мозаиках и фресках художника появляются лики Спаса, Богородицы, русских святых Бориса и Глеба, Прокопия Праведного и Сергия Радонежского. Рерих много работает над росписями церквей в Почаевской лавре, Талашкине, Пскове, Пархомовке, Шлиссельбурге, Перми, мечтая о «новых путях религиозной живописи». Он, будучи директором школы Общества поощрения художников, вводит среди других предметов иконописные мастерские.

Однако «пробуждение» общества было недолгим. Революция, Гражданская война, годы воинствующего атеизма перечеркнули традиционные ценности. В 1920 году Казанская церковь была закрыта, иконостас поступил в фонды Пермского музея, а икона «Архангел Гавриил» в 1935 году была передана в Екатеринбург. «Пермский иконостас» не реставрировался, не экспонировался, не изучался.

Лишь сегодня, после реставрации в Санкт-Петербурге, он стал доступен для обозрения. На выставке нижегородцам представляется уникальная и, может быть, единственная возможность увидеть практически целиком замысел Николая Рериха. До этого иконостас был показан публике лишь единожды, в Санкт-Петербурге, причем образ «Архангел Гавриил» тогда заменили фотографией.

Директор НГХМ Роман Жукарин рассказал, что музей активно сотрудничает с музеями страны, организует выставки у себя, отправляет свои картины в другие города.

– Проводить такие выставки тяжело, – признался он. – Это и организационная работа, и значительные средства. Но у нас это получается. Мы, наверное, единственный в Нижегородской области музей, который этим занимается. С пермским музеем мы дружим. В прошлом году давали часть наших работ на выставку русского авангарда. В Екатеринбурге сейчас проходит выставка русского авангарда, где экспонируются картины из нашего музея. Ответным шагом наших коллег было появление «Пермского иконостаса» в Нижнем Новгороде. Он находился в Санкт-Петербурге на реставрации, в августе должен был уехать в Пермь. Сейчас в Северной столице на выставке Рериха экспонируется серия «Майтрейя» из НГХМ. Так что все взаимосвязано.

Роман Жукарин поблагодарил за помощь в организации выставки Ломоносовскую школу и лично Галину Клочкову.

– На одну из выставок Галина Юрьевна пришла, завязался разговор, – вспомнил директор НГХМ. – Я рассказал о наших планах, и она предложила свою помощь. Естественно, мы согласились.

На открытие выставки и юбилей Ломоносовской школы пришли глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко, министр культуры Нижегородской области Сергей Горин, министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Олег Сорокин, почетный консул Венгрии в Нижнем Новгороде Элада Нагорная и другие известные люди. Конечно, поздравить любимую гимназию собрались и ее выпускники, многие из которых добились немалых успехов в жизни.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 11 октября 2017

Заголовок в газете: Наконец мы прозрели!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру