Одни называют эти события революцией и отмечают тот экономический и социальный прогресс, который проявился в советские годы, когда страна стала великой державой и ярким полюсом политического тяготения в планетарном масштабе. Другие говорят о перевороте, обращают внимание на разрушение вековых российских традиций и на ту непомерно высокую цену, которую страна и живущие в ней люди заплатили за все достижения ХХ века.
Но с такими оценками выступают носители определенных идеологий – коммунистической или какой-то иной, например либеральной, апеллирующей к западным ценностям, или же почвеннической, сожалеющей о потерянной России. То есть подобные оценки все же являются заведомо предвзятыми и политизированными.
А что же должно твориться в голове простого человека? Большинство людей задумываются об истории очень редко или вовсе не задумываются. Люди запоминают яркие образы и усваивают основанные на этих образах стереотипы. Вождь Октября Ленин говорил, что важнейшим из искусств является кино. И советская власть давала людям киногероев, которых можно было полюбить и не сомневаться в их правоте. Заглавный герой фильма «Чапаев», хотя и не мог четко ответить, за большевиков он или за коммунистов, но заставлял всю страну плакать и петь, что неправильно кончается кино.
Теперешние киногерои воюют в тех же краях, что и Чапай, и в том же 1919 году, но по другую сторону. Правильный, как школьный отличник, Колчак из фильма «Адмирал», вызвал симпатию миллионов нынешних россиян. Вот и получается, что многие люди совершенно потеряли историческую ориентацию и знают только, что перед днем 7 ноября будет день 4 ноября и еще два выходных, в том числе понедельник. А как относиться к Октябрю, если ты не хочешь быть ни за красных, ни за белых, никто не подскажет.
Ленин в Мавзолее, его именем называются площадь с памятником и проспект, есть в Нижнем Новгороде и в других городах и еще много революционных названий. Причем где-то улицам и городам вернули исторические имена, где-то не вернули – без всякой системы и какого-то осмысленного общего подхода.
Вообще создается впечатление, что мы старательно делаем вид, что никакой круглой даты в начале ноября не будет. Как тот страус, который сунул голову в песок, чтобы не видеть проблему. Вот только проблема от этого не исчезнет. Если не говорить о том событии, которое наряду с победой над фашизмом и полетом Гагарина лежит в основе нашего культурно-исторического кода, каким он сложился по итогам ХХ века, то мы не решим проблему, а загоним ее в глубины общественного подсознания, где она и дальше будет зреть, как нарыв.
Мне в этом плане близка позиция режиссера Карена Шахназарова, который говорит об Октябре и последовавших за ним десятилетиях как о величайшем историческом эксперименте. Но если полезные выводы из этого эксперимента сделали во многих странах мира – от Запада до Китая, – то почему бы и нам, вынесшим тяготы эксперимента на себе, не воспользоваться его плодами?
Но чтобы воспользоваться, надо хотя бы не делать вид, что вовсе ничего не происходило. Вот скажите, вас не удивляет, что мы так много говорим о грядущем юбилее Максима Горького, но старательно молчим о 100-летии Октября? А Горький-то что, тоже не замечал революционных событий? Это не он написал пронзительный роман «Мать» и не его называли «Буревестником революции», используя им же созданный образ смелой птицы, которая гордо реет меж волнами и кричит, что скоро грянет буря? Получается, что Буревестник у нас был, а Бури не было?
Социологи опросили россиян, как те собираются провести выходные с 4 по 6 ноября и как отметят 7 ноября. Самой популярной моделью оказалось провести длинные выходные дома перед телевизором – кто семьей, кто в одиночестве. Страусиная модель. И людей нельзя за это осуждать. Нас всеми силами подталкивают к игнорированию важнейшей даты общей истории.
Я не призываю праздновать этот юбилей. Какой же может быть праздник, когда миллионы жизней оборвались и десятки миллионов судеб были перемолоты жерновами истории! Но прятать голову в песок – тоже не решение. Потому что Октябрь – это наша история, часть нашего сознания и одна из отправных точек нашей системы нравственных координат. И мимо этой точки пройти не получится, как бы ни старались.