Иван Юдинцев: «Для единения народа нужна общая гордость»

Валерий Чкалов – тот самый, на которого в детстве равнялись мальчишки моего поколения, всерьез планируя делать жизнь с героя-земляка, чей памятник заставлял нас в детстве смотреть в небо и мечтать о рекордах, – совершил свой главный перелет 80 лет назад. Через Северный полюс в Америку на одномоторном самолете – это и ли не безумие? Но, как справедливо заметил персонаж песни, написанной другим нашим великим земляком, безумству храбрых поем мы славу. Вот только поем ли?

Иван Юдинцев: «Для единения народа нужна общая гордость»

Раньше пели, да. И памятник поставили на лучшем, как теперь говорят, видовом месте города. И в Чкаловск детей на экскурсии возили, да не на автобусе, а на «Метеоре», который мчал над поверхностью Волги на своих подводных крыльях, а замершим в восторге школьникам в это время рассказывали, что «Метеор» этот разработан опять-таки горьковчанином Ростиславом Алексеевым и что во время первого показа «Метеора» руководству страны им восхитился авиаконструктор Анатолий Туполев, тот самый, который создал самолет АНТ-25, а после показывали этот самолет уже в музее. Кстати, детей отправляли от Дворца пионеров имени Валерия Чкалова.

Вы на меня не обижайтесь за модное и даже затасканное пропагандой слово, но это и были те самые духовные скрепы. Тот стержень, который во многих из нас до сих пор не поддался ржавчине. И советская власть умела использовать эти скрепы и закладывать в нас с детства этот стержень. В ту пору понимали, что объединить народ перед угрозой большой беды – это только полдела. А настоящий успех к стране приходит тогда, когда людей объединяет общая гордость. Причастность к Истории, причастность к Подвигам и Победам. Когда все вместе поем славу безумству храбрых. И после этого (снова поем), что когда страна прикажет быть героем, тогда героем становится любой.

Новое время не принесло нам пока новых ценностей. Но, по-моему, новые ценности и не нужны. Достаточно хорошо забытых старых. То есть и совсем стародавних, и таких вот советских, как Чкалов и его перелет.

Не понимаю, какая такая идеология мешает нам гордиться нашим тысячелетним русским правом. Тысячелетним в буквальном смысле слова. Под 1016 годом в летописи помещен рассказ о том, как Ярослав Мудрый сел княжить в Киеве, а помогавшим ему новгородцам даровал грамоту, текст которой тут же и приводится. Этот сборник правовых норм известен под названием «Русская правда». И название-то хоть и состоит всего из двух слов, а насколько правильное и настолько наше, родное, милое сердцу, что так и просится в духовные скрепы.

Но я подозреваю, что многие из нас даже не слыхали о 1000-летии русского права. Просто потому, что эта дата, несмотря на всю ее значимость и на весь духовный, воспитательный, патриотический и прочий «скреповый» потенциал, осталась практически не замеченной в стране, ищущей национальную идею в собственной истории.

Да что там «Русская правда»! Мы даже 100-летие Государственной Думы умудрились свести к заседанию нынешней нижней палаты в Таврическом дворце и раздачей памятных значков депутатам. При этом особо подчеркивали, что значки уникальные, выпущенные лимитированным тиражом. Хотя по уму такой значок надо было каждому школьнику выдать с рассказом о наших парламентских традициях, которые тоже кое-кем ставятся под сомнение.

Мы вообще как-то совсем уж не трепетно относимся к юбилеям людей и событий, которыми по праву можем гордиться. В прошлом году 150-летие со дня рождения Кандинского в Мюнхене отмечали активнее, чем в России, да и юбилей «Преступления и наказания» как-то мимо нас прошел по Европам. Разве что анекдоты про Карамзина наши СМИ пересказали в честь круглой даты.

Но вернемся в Нижний. Юбилей перелета отметили фестивалем в Чкаловске, о котором «МК» рассказывал. Зато на национальном уровне фамилия Чкалова звучала нечасто и в основном по образовательным каналам. Ну разве что прокатали телесериал 2012 года, в котором легендарный летчик больше не в небе, а за столом с рюмкой водки да с богемой по пьянке отплясывает, теряя друзей и семью.

Ох, боюсь я, что и про Максима Горького в канун юбилея нечто подобное станут снимать и крутить ради рейтинга. Могу понять телевизионщиков – им с Малаховым конкурировать приходится. Но когда от безумства храбрых остается только безумство, это уже явный перебор. И уж во всяком случае если образы героев, по-прежнему любимых страной, превращаются в карикатуры Charlie Hebdo, надо хотя бы отдавать себе отчет, что ради текущего рейтинга мы жертвуем чем-то важным и даже сущностным, без чего нам не стать теми, чье родовое название звучит гордо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 30 августа 2017

Заголовок в газете: Забытые скрепы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру