Михаил Кузнецов: «Жители хотят быстрых результатов»

Заместитель главы города рассказал о роли личности в жизни общества

Михаил Кузнецов всего несколько месяцев назад стал заместителем главы города. При этом он остается председателем постоянной комиссии по экологии Думы Нижнего Новгорода, возглавил конкурсную комиссию по формированию Общественной палаты. Наш разговор – о процессах, происходящих в обществе, и возрастающей роли личности.

Заместитель главы города рассказал о роли личности в жизни общества
Фото Андрея Абрамова

– Первый раз мы встречаемся с вами в новом качестве. Что изменилось? Работы стало больше?

– Конечно, ожидалось большое количество задач. Так и получилось. Причем часть задач возникает не из-за необходимости, а из-за отсутствия системности. Я привык выстраивать предприятия. А тут «предприятие» в 1300 тысяч человек, которых так или иначе касаются принимаемые решения. Кроме того, работа касается всех отраслей сразу. Это необычно. Много вопросов с грифом «срочно», с грифом «просрочено» и т. д.

Поэтому первоочередная задача – создать инструментарий: организационный, плановый, кадровый – для того, чтобы оптимизировать и автоматизировать рутинные процессы. Они не должны выбивать из графика. И тогда уже появляется «время для творчества», необходимое для выработки долгосрочного видения. Пока наш с Елизаветой Игоревной (Солонченко – глава Нижнего Новгорода. – Ред.) рабочий день составляет в среднем по 12 часов в сутки.

Чиновники напряглись. Их можно понять. Большинство из них добросовестные люди, которые делают свою рутинную работу. Но наша задача – ввести инструменты качественного управления, чтобы скорость принятия решений и исполнения задач увеличивалась. Эти инструменты понятны: измеримые показатели, грамотное планирование, контроль, измененная система мотивации.

– Нижегородцы вообще не любят изменений.

– Их в принципе никто не любит. Мне в нынешнем году удалось поездить и перенять опыт в очень интересных городах: в Сеуле, Эссене, Любляне. У Любляны очень интересный опыт. Она из маленького городка превратилась в центр туризма. При этом граждане не хотели изменений. Там забастовки были. А сейчас увидели, что это здорово, и стали поддерживать. Поэтому нормально, что все забеспокоились. Другое дело, что жители хотят быстрых результатов. И мы должны их дать. Этими быстрыми результатами станут запуск обновленной системы транспорта, появление Общественной палаты из граждан, которые приходят не надзирать и контролировать, а действительно что-то делать.

Мы понимаем те исторические процессы, которые сейчас происходят. И уникальность нашего времени в том, что сейчас (впервые за время человеческой цивилизации) скорость смены технологий опережает скорость смены поколений. Раньше было наоборот. Сейчас молодой человек поступает в вуз, пять лет учится, и за это время его знания устаревают в пять раз. И мы живем в этой данности. В связи с этим если воспринимать город как предприятие, то он находится в конкурентной среде. Сейчас конкурируют территории. У нас строят сейчас высокоскоростную магистраль. Для города это хорошо или плохо? Ответ может быть разный. Плохо, потому что те, кто высоко себя ценит, отправятся в Москву, где их услуги стоят в два-три раза дороже. Тогда начнется массовый отток активного населения. Но это может быть и хорошо, если к этому времени мы успеем создать город красивый, приятный, зеленый, экологически чистый, с парками, скверами, арт-пространствами, большой фестивальной сеткой (над которой мы сейчас работаем), с большим количеством спортивных, культурных мероприятий. Тогда, может быть, наоборот, активные граждане выберут наш город своим местом пребывания, где они будут жить, работать, платить налоги и т. д. Поэтому для нас стратегия – это большая мозаика, где экология плотно увязана с экономикой, а развитие предпринимательства – с фестивалями.

– Как вы взаимодействуете с главой города Елизаветой Солонченко?

– У нас с Елизаветой Игоревной очень совпадает мировоззрение, мы проходили похожие управленческие школы и понимаем, что планирование осуществляется от общего к частному. То есть сначала нужно понять, каким мы, нижегородцы, хотим видеть наш город. Сейчас происходят очень хорошие процессы в обществе в принципе. Все как будто просыпаются ото сна, понимают, что, кроме нас самих, никто ничего не сделает и государство помогает тем, кто готов помогать себе сам. Поэтому у нас большие планы.

– И тут мы подходим к вопросу формирования Общественной палаты.

– Мы перестаем отгораживаться от граждан, идем им навстречу и создаем систему социальных лифтов, чтобы они могли свои идеи реализовать. Происходит это благодаря созданию Общественной палаты и дальше – к созданию советов при главе города: по культуре, здоровому образу жизни, спорту, молодежи, предпринимательству. Тот уровень открытости, который демонстрирует глава города, нужен для легитимизации принятия решений. Почему вы решили сквер здесь, а не здесь построить? Потому что мы провели соцопрос, проект прошел обсуждение экспертным сообществом, потом его утвердили депутаты и только после этого администрация начинает работу. В Нижнем Новгороде люди никак не могут договориться между собой: одному нужна детская площадка, а другому – парковка.

– Как будет проходить голосование по составу Общественной палаты? Выбирать из 390 кандидатов сложновато.

– Отбор происходит в три этапа. Сперва были собраны заявки. Потом их чисто технически проверили: правильно ли заполнены, проживает ли претендент в Нижнем Новгороде. На втором этапе конкурсная комиссия рассматривает заявки, каждый член комиссии проставляет от 0 до 10 баллов. Тот, кто наберет более 150 баллов, становится кандидатом в Общественную палату. Сколько их будет, мы не знаем.

– Есть интересные проекты?

– Да, причем настолько серьезные, что мы готовы начать их обсуждать и реализовывать немедленно. А на последнем этапе будет собран форум гражданских инициатив, куда мы приглашаем всех желающих. Устроим интерактивные площадки по восьми темам. На них можно будет ознакомиться с проектами. Кстати, не на все темы заявились. Мы ожидали, что будет много по предпринимательству, но не оказалось ни одной заявки. Комиссия будет целый день выставлять оценки, на ее решение повлияет и внутреннее голосование участников. Попадут только 33 богатыря. Но мы понимаем, что за рамками могут оказаться активные граждане со своими проектами. Поэтому Общественная палата для нас – не самоцель, а картирование гражданских активностей. Наверняка будут люди, которые имеют интересные идеи, проекты, но не войдут в состав Общественной палаты. Они могут войти в состав экспертного сообщества или в совет при главе города.

– Стратегия развития города будет разработана на пять лет?

– Есть федеральное законодательство, в котором говорится о трех сроках планирования: до трех лет – краткосрочное, до шести – среднесрочное, 6+ – долгосрочное. Мы сегодня говорим о стратегии до 2025 года. Она выходит за рамки деятельности нас как депутатов текущего созыва и за рамки полномочий действующей администрации. Потому что, когда мы прописываем в измеримых показателях стратегию, мы гарантируем определенный уровень безопасности, даем возможность увидеть, как будет. Нужно консолидировать общество и власть, чтобы все шли к одной точке. И этим мы занимаемся при выработке стратегии. Создан специальный Проектный совет при главе города, который и будет разрабатывать долгосрочное видение развития города.

– Как ваша тема по экологии? Продолжаете ли вы работу?

– Председателем комиссии городской Думы по экологии я являюсь до сих пор, сотрудничаю с ОНФ – являюсь членом регионального штаба Народного фронта. В конце года планирую отчитаться о сделанном.

– А что удалось сделать?

– Один из самых важных вопросов – разработка концепции развития озелененных территорий Нижнего Новгорода. На основании ее сейчас пишется муниципальный проект. Зелени должно быть больше, парки должны иметь определенный статус, понятные отношения с инвесторами, понятные ограничения для инвесторов. В парках должны появиться прогулочные дорожки, озеленение на уровне глаз, ландшафтный дизайн и регулярное благоустройство.

Мы меняем правила благоустройства, в частности правила покоса. В прошлом году была эпидемия гусениц, а потом – бабочек. Многие деревья погибли. А произошло это в том числе из-за устаревших нормативов покоса травы. В ней живут птицы из отряда воробьинообразных, которые и питаются этими гусеницами. Скосив траву, городские службы губят этих птиц. Теперь мы вводим понятие «луговой газон» – территория, где траву косить не нужно. Это, конечно, не видовые точки, но такие зоны должны быть.

– Что с Шуваловской свалкой?

– Удалось работу сдвинуть с мертвой точки. Теперь мы точно прекратили туда завоз мусора. Там стоит охрана, которая точно никого не пускает. И в этом году там ничего не горит. Начали геодезические изыскания (это все результат работы комиссии по экологии), на основании них будет разрабатываться проект рекультивации. После нее часть земли может быть передана заинтересованным инвесторам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру