Нижнему Новгороду нужен прорыв в туризме и навигации

Волжские речники и даже круизеры, похоже, всерьез озаботились перспективами навигации в Нижнем Новгороде, обустройством причальной стенки на Нижневолжской набережной, в частности, и начали доносить свои предложения до властей.

Нижнему Новгороду нужен прорыв в туризме и навигации

Речники лоббируют

Как уже писал «МК в НН», недавно в Думу Нижнего Новгорода приходили ветераны горьковского флота, которые хотят помочь советом, опытом, чтобы интересы речных судов тоже были учтены при восстановлении набережной.

На прошлой неделе министр культуры области Сергей Горин сообщил депутатам Заксобрания, что у него тоже собирались те, кто занимается речным туризмом. Поясним, недавно туристическая отрасль в облправительстве передана из минпрома под крыло министерства культуры, поэтому новый куратор Сергей Горин рассказал членам комитета по развитию предпринимательства, торговли, туризма о планах работы.

По его словам, на встрече с представителями речного туризма был поднят вопрос о создании инфраструктуры для судов на Нижневолжской набережной. Например, их интересовало, будет ли там организован сбор жидких отходов, как сделать его дешевле, поскольку это, оказывается, затратная услуга.

Кроме того, речники заинтересованы в подключении к энергоисточникам, спрашивали, будет ли на причал подведен силовой кабель?

«Чтобы во время стоянки в Нижнем Новгороде не жечь топливо и не дымить, удобней подключиться к “розетке” у причала. Это и экологично, и красиво, и город не отравляется, – поясняет министр культуры. – Но об этом нужно думать уже сегодня, когда оборудование стенки причала инженеркой и коммуникациями еще не началось».

«А подождите, через два-три года к нам в Нижний Новгород будут заходить и иностранные круизные суда, – прогнозирует Горин, – они к чему будут подключаться?»

(Кстати, комитет ЗСНО запланировал пригласить и заслушать представителей города на предмет оборудования причальной стенки.)

«Все не так просто, – отмечает зампред комитета Василий Суханов. – Сбор отходов – это одна из доходных статей речного порта. Поэтому мы можем помочь одним и совсем “не помочь” другим. Надо взвешивать все решения».

«Боюсь, что с железом и силовыми кабелями мы уже опоздали, – добавляет гендиректор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов. – Но нужно внимательно посмотреть и форсировать обустройство Нижневолжской набережной и причальной стенки, а то там заблокировано заключение контракта (УФАС не разрешило заказчику – МКУ “ГУММиД” – сразу подписывать договор с победителем аукциона на благоустройство набережной до рассмотрения жалобы, поданной в антимонопольное ведомство. – Ред.). Думаю, на туристическом причале выгруз жидких отходов неуместен. Точка подключения есть ниже по реке. Но нужно быстрее разрабатывать механизмы предоставления преференций инвесторам, которые хотят развивать туристическую инфраструктуру».

По словам Сергея Горина, задача по привлечению инвесторов для создания инфраструктуры действительно стоит, и он пообещал начать ее решать, как только процесс реорганизации ведомства закончится.

На экскурсию в политех

Планов вообще множество, в том числе по организации детского, кластерного туризма.

«Например, – говорит Горин, – вузы Нижнего Новгорода могут представлять очень большой интерес для определенных групп туристов. Молодежи, наверное, любопытно было бы познакомиться и побывать в наших ведущих университетах: техническом – НГТУ, ННГУ имени Лобачевского».

Кроме того, напомнил глава минкульта, на недавнем расширенном совещании по туризму, организованном федеральным правительством во Владимире, где присутствовал и губернатор Валерий Шанцев, говорили о включении Нижнего Новгорода в «Золотое кольцо». Тогда же, по словам Горина, федеральным чиновникам были даны прямые поручения – продумать проведение в Нижнем Новгороде акций федерального уровня.

«Именно так, чтобы не только мы тут озаботились, а чтобы непосредственно на федеральном уровне этим занялись, – отметил Горин. – Это хорошо, что у нас появляется возможность попасть в большие туристические маршруты – “Великий шелковый путь”, “Чайный путь”, “Золотое кольцо”. Но главное, я считаю, чтобы про нас узнали. Вы посмотрите, в некоторых регионах достопримечательностей почти нет, но вот они придумают какую-то “фишку” (замануху. – Ред.), распиарят, и все к ним хотят приехать. Нам тоже надо в этом направлении действовать».

Вопрос о прорыве Нижнего Новгорода в информационном, медийном федеральном пространстве давно уже обсуждается, ставился и депутатами Думы Нижнего Новгорода, и на уровне области, но пока дальше отдельных рекламных роликов и буклетиков, не совсем удачных по содержанию и подаче, дело не пошло.

«Мы сколько раз говорили о необходимости снабжения пассажиров РЖД, которые едут в Москву, в Питер в “Сапсанах”, “Ласточках”, туристическими буклетами о Нижнем Новгороде! Причем не нужно, чтобы это были “тома” о наших достопримечательностях, нужно, чтобы было легко и удобно почитать в дороге», – говорит Александр Бочкарев, председатель комитета по развитию предпринимательства, торговли и туризма Законодательного собрания.

По словам представителей минкульта, соответствующее обращение к руководству железной дороги уже готовится.

«Хорошо, что минкульт озвучивает конструктивную позицию по работе с Нижним Новгородом, – считает Василий Суханов, – мы всегда говорили, что нужно развивать город, ставить его во главу, чтобы он подтаскивал туристов, встраивать сюда областные маршруты. Нужно написать конкретную дорожную карту по интегрированию города в программу внутреннего туризма. До 800-летия нашего города осталось совсем немного».

Кроме того, вполне серьезно был поднят вопрос обеспечения мест массовых гуляний и туристических маршрутов уличными туалетами.

«Давайте уже признаем организацию сети биотуалетов в городе приоритетным инвестпроектом!» – предложили депутаты.

«Ничего смешного тут нет, – считает замминистра промышленности Максим Подовинников, который в минпроме ранее курировал туризм. – Это один из важнейших факторов безопасности».

«Нужно быстрее стартовать с каким-то информационным проектом, как это сделала, например, Казань, – говорит Александр Бочкарев. – Там развернули легкий информационный шатер (в форме мечети). А что у нас? Нам надо начинать туристическую навигацию с пл. Горького и ул. Большой Покровской. Вот вышли гости из метро – куда им идти? А кто первый раз приезжает в Нижний Новгород, особенно молодежь, которая не может заказать такси с Московского вокзала и едет на метро в верхнюю часть города? А ведь люди сразу оценивают город по тому, как он их примет».

(Надо все-таки оговориться, что первый взгляд туристы «бросают» на подходы и переходы рядом с вокзалом, которые до сих пор не приведены в порядок. – Ред.)