В условиях экономических санкций и политической напряженности со странами Евросоюза, перехода российской экономики на импортозамещение актуальной задачей представляется формирование инновационной экономики, основным ресурсом которой являются инновационная деятельность, новые технологии производства и новое знание, что порождает необходимость воспитания нового поколения ученых, исследователей и рабочих для высокотехнологических отраслей.
В 2016 году количество выпускников школ Нижегородской области составило около 16 тысяч человек. Из них менее 25% сдавали ЕГЭ по физике для поступления в образовательные учреждения на технические специальности. Исходя из этих данных, до реального производственного сектора экономики к 2020 году дойдут только двух тысяч выпускников. С учетом рождаемости, увеличения количества пенсионеров, огромного количества выпускников гуманитарных специальностей из 20 тысяч человек только 10% (две тысячи) будут задействованы в реальном секторе экономики. То есть две тысячи человек будут содержать 18 тысяч.
Такая перспектива плачевна для экономики региона и страны в целом. Одним из путей решения проблемы являются привлечение молодежи в научно-техническую сферу, повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров, от изобретателей до инноваторов, создание механизмов и условий для развития творчества и инновационной активности детей и молодежи региона. Все это становится сегодня важным приоритетом социально-экономической политики.
Нашим детям предстоит жить в мире, в котором бурлит бездна всего: искусственный интеллект, распечатанный на принтере завтрак, всепроникающая реклама, умная одежда и генетические эксперименты. Мир работы будущего – сложный, наполненный гибкими технологическими решениями, настраивающий на постоянную готовность к переменам.
Лучшие эксперты страны считают, что к 2020 году многие популярные профессии уйдут в прошлое, потеряют актуальность. Возникают инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий.
Для того чтобы наши дети успешно адаптировались в будущем, занимались любимым делом, получили уважение окружающих и внутреннее удовлетворение, и нужна профориентация школьников! Это инструмент, который поможет старшеклассникам определить свой профессиональный выбор исходя из собственных, а не навязанных кем-то интересов, позволяет максимально раскрыть потенциал ребенка, найти и развить его уникальные способности.
Стараясь никогда не стоять на одном месте, коллектив Поволжского центра аэрокосмического образования постоянно совершенствует стандартные методики и разрабатывает новые. Мы стараемся подстроиться под динамично развивающуюся сферу образования и профессий.
На сегодняшний день успехи нашей страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который измеряется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Сегодня необходимы мобильные, компетентные и конкурентоспособные выпускники, способные быстро овладевать необходимыми для рынка труда специальностями. В то же время это должны быть люди, обладающие социальными компетенциями, самостоятельные и взрослые, умеющие принимать на себя ответственность за собственную жизнь и способные делать выбор.
Успешность профессионального самоопределения школьников зависит не только от усвоенных знаний по предложенным образовательным программам, но и от приобретенных навыков применения этих знаний на практике. Именно поэтому в нашем профориентационном арсенале деловые игры и активизирующие методики, практико-ориентированные занятия по робототехнике, тележурналистике, мультипликации. Очень часто мы используем ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций, метод кейсов и дискуссий. И, конечно же, проектные методики, которые помогают ребятам реализовать свои идеи и замыслы, а опыт, приобретаемый в процессе работы, формирует навыки исследовательского поведения, умения учиться, добиваться поставленного результата, получать новые знания об окружающем мире и составлять свой личный профессиональный план (включая его определенность, полноту, осознанность, обоснованность, устойчивость).
Нестабильность современного мира объективно задает трудности профессионального самоопределения. Но профессионально организованная помощь в самоопределении позволит старшекласснику позитивно воспринимать собственное «Я» и быть готовым к его изменениям, выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими, самому определять свое профессиональное будущее.