Выставка ретротехники продлится в Нижнем Новгороде до октября

Второй год подряд перед Зачатьевской башней Нижегородского кремля открывается выставка ретротехники. Экспозиция простоит здесь до поры, когда ударят первые морозы и поток туристов ослабеет. Пока же посмотреть на машины и средства передвижения из нашей истории может любой желающий.

Выставка ретротехники продлится в Нижнем Новгороде до октября
Фото: Ярослав Гунин

Весь день в Нижнем Новгороде шел дождь и с реки задувал свирепый норд-вест. Тем не менее на открытие пришли люди, кто-то привел с собой детей. Они стояли и кутались под пронизывающим ветром и постоянно накрапывающим дождем.

Выставка создана специалистами НГИАМЗ при участии частных коллекционеров ретротехники. Она состоит из трёх тематических комплексов, посвященных истории движения по суше, по снегу и льду, по воде. Наверное, поэтому и выбрали такое место для экспозиции. Рядом вода, дорога – вот она, рукой подать можно, а снега, я надеюсь, все же не будет. Во всяком случае до октября.

– Нравится? – внезапно поинтересовался вышедший из кремлевских ворот министр культуры Нижегородской области Сергей Горин.

– Не знаю, не смотрел еще толком, – честно признался я.

– Обязательно надо посмотреть! Здесь много интересного.

– Так в прошлом году то же самое было, – засомневался я.

– Напрасно так думать. Выставка другая, – парировал министр и, извинившись ушел на церемонию торжественного открытия.

Я бродил между «Волгой» и «Победой», глядя на Волгу, которая река.

– Присаживайтесь, погрейтесь, – пригласил меня водитель «Победы».

Я с удовольствием уселся в протопленный салон.

– Я вам диван не испорчу?

– Да что вы! Это же машина сделана в СССР и для СССР. Она вечная, что ей будет? Тут металл 1,3, не то что на нынешних машинах.

К слову, в нынешнем году исполнилось 85 лет с того момента, как страна узнала новую для себя аббревиатуру – НАЗ, которая со временем превратилась в ГАЗ – Горьковский автомобильный завод.

«Полуторка», «эмка», «шишига», «Победа», «Чайка», «Волга», «ГАЗель» – эти машины принесли автозаводу известность не только во всей стране, но и за рубежом. Многие и сейчас, например, считают «Чайку» образцом мирового автомобилестроения. Когда ее создавали, на ГАЗе шутили, что у нас есть Волга, над которой парит чайка.

Этот автомобиль – прорыв начала шестидесятых. Решетка радиатора напоминает турбину самолета. Она выполнена в 1959 году: страна без ума от авиации, грезит покорением космоса, через два года весь мир узнает имя Гагарина. Длина машины семь метров, внутри у нее страпонтены – два дополнительно раскладывающихся сиденья.

Машины выпускались еще в варианте «зеленый цвет», но их брать никто не хотел – все требовали черный. Именно такая и стоит на выставке. Она приехала сюда своим ходом. Владимир Баскаков владеет этой машиной уже несколько лет, нарадоваться на нее не может.

– Эта машина построена в 1959 году. Она, как бы мы сейчас сказали, представительского класса, впрочем, таковой и по сей день остается, хоть ей уже почти 60 лет. В основном на них ездили министры, первые секретари обкомов партии. Хрущев дарил такие машины Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, – рассказывает хозяин.

Эта машина попадала в кадр в кино неоднократно. Таких на всю Россию осталось не так уже и много. Кстати, ГАЗ выпустил 15 «Чаек» для парада Победы. По Красной площади в Москве ходили более привилегированные ЗИЛы. Сейчас одна из таких машин хранится в музее автозавода, пара, говорят, есть в Белоруссии, след остальных и вовсе пропал.

«Побед» в России больше, но и у этой машины есть своя необычная история.

– А вы знаете, что первоначально конструкторы называли ее «Родина», и когда ее повезли в Москву, показывать Сталину, он поинтересовался, а почем нынче Родина. Название оперативно поменяли и запустили в серию, – рассказал научный руководитель выставки Юрий Филиппов.

Мы гуляем с ним под дождем. Кажется, что каждый мопед, каждую машину он знает как своего доброго приятеля, впрочем, это недалеко от истины.

– У нас к вещам потребительское отношение. Особенно у детей. Сломалось – выбросим, и новое купим. Эта выставка показывает, насколько кропотлив был созидательный труд, каким трудом давалось все новое, – поясняет Юрий Филиппов.

Всю историю возникновения колеса можно проследить посредством иллюстративного материала. Особое внимание уделено средневековой передвижной военной технике. Посетители узнают, какие осадные орудия применяли люди в средневековье, как юрты кочевников передвигались на колёсах, здесь даже средневековый прообраз современного танка представлен.

Часть ретроавтомобилей выделена для прогулок и экскурсий по Нижневолжской набережной от Зачатьевской башни до парка Победы. Большинство из них открыты для свободного доступа, чтобы каждый желающий смог не только прослушать экскурсию, но и посидеть в салоне легендарного авто. Того самого, родом из нашей истории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: По дороге времени на старинной повозке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру