Общественный транспорт должен умереть

Хамское отношение водителя к пассажиру и пассажира к пассажиру диссонирует с той современной эпохой, которая занимает все пространство за пределами салона.

Общественный транспорт должен умереть
Алексей Рожин, журналист

В обшарпанных маршрутках, где надсадно хрипит шансончик, или в огромных социальных «гусеницах» человек больше не есть Человек. Не звучит он гордо. Каждый, кто залез в тесный «пазик» или не менее тесный в часы пик ЛиАЗ, считает своим долгом в этом микросообществе показать свое отличие от соседа. Вот у студента второго курса запищал iPhone, а рядом стоящая в позе бегущего оленя девушка в шубе стоимостью недорого авто пытается рассмотреть на часах соседа время.

В общественном транспорте есть два типа людей: сидящие и стоящие. Между собой эти категории соотносятся как антагонисты. Садятся те, кто живет ближе к конечным остановкам, ведь общественный транспорт в час пик может и не остановиться, особенно если забит под завязку. Место, как уверены сидящие, дано им от бога, поэтому можно поэстетствовать, читая книгу, или вздремнуть в уютной близости рядом нависающего стоящего соседа. Кстати, те, кому удалось по ходу движения сесть на неожиданно освободившееся место, считают себя олимпиониками и в душе гордятся тем, как ловко отодвинули работягу, пахнущего потом.

Особенно в этом преуспели белые воротнички, которые и так мнят себя высшей кастой и хотели бы дистанцироваться от этих деклассированных элементов, которым по восемь часов стоять у станка. Но отдельного транспорта для сотрудников офисов пока не ввели, а машины есть не у всех, хотя те представители офисного планктона, которые «вынуждены» ехать в маршрутке, убеждают себя, что «это временно», и значительную часть рабочего дня проводят, прицениваясь к автокредитам.

Тем, кто остался на ногах, безусловно, повезло меньше. В салоне стоит самая разношерстная публика: и мужички, и парни моложе, встречаются полицейские, реже бабушки (особенно в трамваях и троллейбусах) и беременные. Все они участвуют в естественном отборе и могут получить место на диване из дешевого кожзама.

Первое, что уничтожает в пассажире человеческое, – это нежелание уступать. Борьба в прямом смысле идет за каждый кубический сантиметр площади автобуса: на полу, на поручнях, на перилах. Все это очень похоже на рестлинг, бои без правил, популярные на российском ТВ в конце 90-х. Один соперник с каменным лицом пытается корпусом отодвинуть другого, который всеми способами (бои-то без правил!) сопротивляется передвижению своего тела внутри салона.

Второе, что убивает в пассажире человеческое, – это нежелание помогать своему ближнему. Например, передать за проезд или подержать сумку. Подобное предложение расценивается соседом как оскорбление и зачастую вызывает бурю эмоций. «Передайте, пожалуйста, за проезд», – просит вошедший. Сосед пускается в рассуждения, почему он не может этого сделать. Самое распространенное: «У меня руки заняты», «Я держусь!», «Здесь поворот».

Понятно, что отсутствие кондукторов в транспорте – это примета нашего времени, особенно у частников. Последние вообще фантазируют, что выполняют важную социальную миссию, перевозя нижегородцев абы как. Маршрутники создают аварийные ситуации, бросают свои грязные автобусы во дворах и совершенно не уважают своих пассажиров, закуривая прямо в автобусах. Это третье, что убивает в пассажирах человеческое, – отношение водителей к своим клиентам. Последнее слово ключевое. Да, я недоволен тем, как частники доставляют меня до работы. И я не уверен, что каждый водитель маршрутки осознает, что оказывает мне платную услугу.

Наконец, человек доехал до пункта назначения, и вот он покидает транспорт в результате сложнейшей комбинации перемещения людей против их воли внутри салона. Это похоже на тетрис или пятнашки живыми телами. Когда двери в душегубки закрываются и ты оказываешься снаружи, этот ад забывается. Мгновенно. Но вечером предстоит дорога назад. Так жизнь простого человека превращается в День сурка, а с учетом ежедневной миграции, которая отбирает по полтора часа до и после работы, человеческое перестает быть человеческим.

Отсутствие личного пространства, неопределенность с расписанием маршрутного транспорта и бесконечные пробки – проблем слишком много. Все это вызывает невроз у населения, делает его злым и невосприимчивым к проблемам окружающих (поэтому бабушки и беременные могут подолгу оставаться в рядах стоиков). Такой общественный транспорт должен быть уничтожен, как атавизм прежней индустриальной эпохи. Ему на смену придут технологичность и удобство, которых заслуживают современные горожане.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: Человек в маршрутке не звучит гордо

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру