Участники Рождественских Чтений обсудили место революции в судьбе России

В дни январских снегопадов наступившего 2017 года в Москве проходят юбилейные XXV Международные образовательные Рождественские Чтения «1917-2017: уроки столетия». Более 15 тысяч участников чтений объединило стремление обогатиться пониманием событий, в 1917 году бесповоротно изменивших жизнь России.

Участники Рождественских Чтений обсудили место революции в судьбе России
Божественная Литургия в Храме Христа Спасителя в день открытия Чтений. Фото: Елена Курбакова

Чтения начали свою работу в Татьянин день – любимый российским студенчеством праздник учащихся и учащих. А учиться есть чему: как отметил в своем приветственном слове Патриарх Кирилл, тема чтений – это не итоги прошедшего века, а его уроки. Несмотря на то, что осмысление событий 1917 года на протяжении целого столетия приводит потомков роковых перемен в противоположные станы, движение к пониманию произошедшего не может быть прямолинейным.

1917 год: выбор народа или государственный переворот?

Работа Рождественских Чтений построена по 16 направлениям, включающим более 180 секций и круглых столов. Причины и характер событий 1917 года были в центре внимания V молодежного форума «Моя история», составившего на ВДНХ экспозицию «Россия – моя история», а также секции «1917 год и Русский путь», прошедшей на философском факультете МГУ под руководством заместителя декана факультета Алексея Павловича Козырева и Епископа Городецкого и Ветлужского Августина. Кстати, нижегородская делегация на Рождественских чтениях - одна из самых многочисленных. В ее составе представители разных областей служения: от архиепископов, игуменов, протоиереев, иереев, диаконов, студентов семинарии и курсантов регентской школы – до ректоров светских вузов, учителей воскресных школ, руководителей администраций муниципалитетов и учреждений культуры. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий явился не только главой нижегородской делегации на Чтениях. Он был председателем на секциях, посвященных межъепархиальному сотрудничеству, старообрядчеству, православному образованию. 26 января он служил Божественную литургию в кафедральном Богоявленском Елоховском соборе, где в 1943 году проходила церемония интронизации Патриарха Сергия (Страгородского), 150-летие со дня рождения которого отмечалось 23 января этого года. После литургии на могиле Патриарха Сергия литию отслужил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Одной из площадок Рождественских Чтений стала Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В ее стенах прошло обсуждение важнейших вопросов взаимоотношений с соотечественниками за рубежом, усовершенствования законодательства, соработничества церкви, общества и государства в укреплении межнациональных связей, устоев традиционной российской семьи. На Чтениях не осталось без внимания и обсуждение роли духовно одаренной части российского общества в динамике событий прошедшего столетия. Круглый стол «Духовные направления в русской литературе после 1917 года», секция «Причины и последствия исторических потрясений 1917 года в отображении русской словесности» ставили вопрос, который актуален и в настоящее непростое для России время: «Что я сделал для страны?»

«С кем вы, мастера культуры?»

«Идут белые снеги, как во все времена,

Как при Пушкине, Стеньке, и как после меня…

Идут снеги большие, аж до боли светлы,

И мои, и чужие заметая следы…»

С этой известной песни начался концерт в День открытия XXV Рождественских Чтений в зале Государственного Кремлевского Дворца. В разные годы исполнителями этой песни были Вадим Козин, Гелена Великанова, Владимир Трошин, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон и являли тем внимание разных поколений к вопросу о том, какова она – любовь россиян к родине:

«И я думаю, грешный,

Ну, а кем же я был,

Что я в жизни поспешной

Больше жизни любил?».

Сегодня, как никогда, в широком и свободном доступе для обсуждения опубликовано множество теорий – от либеральных проектов реформирования действительности до идей так называемого «православного» сталинизма. Очень хотелось бы, чтобы более полувека назад написанное Евгением Евтушенко стихотворение откликнулось во многих сердцах хотя бы одной-единой мыслью: как сможет каждый из нас действовать в помощь России, а не против нее:

«И надеждою маюсь, полный тайных тревог,

Что хоть самую малость я России помог.

Пусть она позабудет про меня без труда,

Только пусть она будет навсегда, навсегда.

Быть бессмертным не в силе, но надежда моя:

Если будет Россия, значит, буду и я».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: 1917 год в России: сто лет спустя, или наши следы на снегу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру