Муниципалитеты Нижегородской области обрели право голоса и землю

Еще полгода назад мало кто верил, что муниципалитетам удастся вернуть себе градостроительные и земельные полномочия, изъятые два года назад облправительством. Но это произошло на пленарном заседании Заксобрания 15 декабря. После тяжелой переговорной работы с нижегородским кабмином и губернатором.

Муниципалитеты Нижегородской области обрели право голоса и землю

Закон о перераспределении градостроительных полномочий принят депутатами в двух чтениях. За его принятие проголосовали 49 депутатов, против – 1.

Понятно, что во многом такой результат – заслуга городского лобби Нижнего Новгорода, и даже один из знатных строителей Надир Хафизов отметил, что снимает шляпу перед коллегами и вице-спикером Олегом Сорокиным, которые сумели довести до логического окончания инициативу. Однако депутаты от Нижнего стали только выразителями, «толкачами» того процесса, в котором заинтересованы большинство глав МСУ.

«Это нонсенс, если за возврат полномочий выступают почти все главы, а облправительство и мы примем противоположное решение! – отметил председатель комитета по имущественным и земельным отношениям Андрей Тарасов. – В кои веки муниципалитеты обрели голос».

Неслучайно на последнем инвестсовете при губернаторе замглавы администрации г. о. Шахунья просто взмолился, попросил главу мининвеста и имущества Екатерину Пивоварову побыстрее подготовить документацию по строительству трех(!)квартирного дома в селе Верховское, которую они утверждают с мая! Получив согласие, инвестор и чиновник радостно выбежали из зала, потому что уже пять часов вечера, а им еще часа четыре добираться домой «до северов».

Было бы ошибочно сказать, что региональное правительство полностью отдало землю и граддеятельность в руки муниципалитетов. Контрольные функции остаются у органов госвласти.

Федеральные стройки: высокоскоростную магистраль Москва–Казань, чемпионат мира по футболу 2018 года и другие крупные региональные, линейные объекты будет по-прежнему курировать правительство области.

«Муниципалитеты получают основные градостроительные полномочия: выдачу разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, решение всех вопросов в области градостроительной политики. За областью остается утверждение генеральных планов, внесение изменений, которые готовят муниципалитеты, – подчеркнул председатель комитета Законодательного собрания Андрей Тарасов. – Но нужно прописать дорожные карты по переходному периоду... Например, генеральный план развития в пяти районных центрах из 52 пока не принят (по Арзамасу, например. – Авт.), – указал Андрей Тарасов, – по сути, там вообще строить ничего нельзя. И это камень в огород правительства области – почему этого не было сделано за два года управления? В 2017 году нужно предусмотреть средства на разработку этих документов в областном бюджете. Заксобрание готово подключиться».

Кроме того, строительством на неразграниченных землях будет распоряжаться правительство области, за исключением участков под ИЖС, под личное подсобное и фермерское хозяйства, для сельхопроизводства, ремонта сельхозтехники и проч.

«По неразграниченным землям остаются проблемные вопросы: формирование земельных участков под ИЖС, – отмечает Тарасов, – потому что они попадают в ведение и муниципалитета, и области. Область к тому же перетащила специалистов к себе. И всем муниципалитетам потребуется напитать и усилить органы власти специалистами и архитекторами. Утверждение территориальных схем планирования тоже согласовывается с областью и утверждается на инвестсовете».

Будет создана постоянная межведомственная комиссия по землепользованию, куда войдут и представители правительства, муниципалитета, Заксобрания. Словом, потребуется еще некоторое время, чтобы механизм опять запустился.

Но функции, которые принесут доходы в муниципальную казну, полностью передаются в муниципалитеты – это торги на право развития застроенных территорий (РЗТ), аукционы по аренде земли, МСУ будут определять и цену.

«По другим аукционам на строительство, за которые отвечает правительство, мы хотим посмотреть результаты аукционов, – говорит Тарасов. – Предстоит еще и корректировать некоторые нормативные акты».

– Было ощущение, – отмечают в Заксобрании, – что работу согласительной комиссии по передаче полномочий хотели замылить, провести заседание после пленарки. Вице-губернатор Антон Аверин, сопредседатель комиссии, например, отказывался завизировать принятое решение, несмотря на договоренности между губернатором Валерием Шанцевым и вице-спикером Олегом Сорокиным. Пришлось подключаться комитетам ЗСНО – по госвласти и земельным отношениям.

«Работа не прошла даром, найден компромисс. Ключевое полномочие, которое логично должно оставаться за областью, – это утверждение генеральных планов, чтобы не допустить хаотичного развития городов», – сказал Олег Сорокин, напомнив, что он и Андрей Тарасов намерены включиться в работу инвестсовета при губернаторе (документы на сей счет спикер Евгений Лебедев должен был направить в правительство области, напомнил Андрей Тарасов. – Авт.).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 21 декабря 2016

Заголовок в газете: Это нонсенс – не вернуть!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру