Нижегородские муниципалитеты требуют вернуть градостроительные полномочия

На расширенное заседание регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) 6 декабря съехались главы почти всех муниципалитетов Нижегородской области. Вопрос для обсуждения был только один, но очень горячий и денежный для районных и городских бюджетов – о возвращении на места градостроительных и земельных полномочий, изъятых в 2014 году на областной уровень.

Нижегородские муниципалитеты требуют вернуть градостроительные полномочия
Фото: Евгений Алексеев

Казна просела!

Главы МСУ дали наказ депутатам Законодательного собрания: внести изменения в закон № 197 «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области».

Как уже писал «МК в Нижнем», из-за передачи функций по градостроительству и по земле облправительству муниципалитеты остро просели по деньгам, хотя сами по себе средства у МСУ не отбирали. Но пошла задержка по многим проектам: аукционам, оформлению документации, выдаче разрешений и, как следствие, возникло недополучение денег в местные бюджеты, выросла задолженность. Особенно пострадали крупные города.

Вел совет председатель Нижегородского отделения ВСМС Александр Вайнберг, участвовали представители правительства региона, Законодательного собрания.

«Именно мы вышли с инициативой о возвращении этих функций еще в марте 2016 года, – рассказал депутат Владислав Сивый, представитель думы Дзержинска, – и поправки в закон были приняты в первом чтении. Аргументы я уже озвучивал много раз. За два года “управления” области в разы снизилось число конкурсов на выделение земельных участков, арендная плата упала в пять раз, собираемость ухудшилась, задолженность выросла до 28 млн рублей, – а это прямой ущерб казне. Мы убедились, что управление землей должно находиться на местах».

Новые поправки в закон предполагают, что градостроительные полномочия вернут не только Нижнему Новгороду, но и Дзержинску, Арзамасу, городскому округу города Бор, а также другим городским округам с численностью населения, превышающей 100 тысяч человек. Если закон примут в декабре, он вступит в силу с 1 января 2017 года.

«Мы тоже весной вышли с поправками, – поддержал коллегу Роман Лаптев (дума Арзамаса). – У нас за полтора года не прошло ни одного аукциона по участкам. По градостроительной деятельности по 25 объектам требовались изменения в генплан города, до сих пор нет разрешения ни по одному. Мы просим возвратить нам аукционы и генплан, правила землепользования и застройки, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. По крупным и региональным объектам мы согласны, – пусть они остаются в облправительстве».

«Нижний Новгород потерял порядка 2 млрд рублей, – заявила директор департамента градостроительства администрации Нижнего Новгорода Алла Коновницына.– Прежде всего мы просим вернуть полномочия как инструмент эффективного распоряжения имуществом в части строительства дорог, коммуникаций, инфраструктурой, в работе с инвесторами».

«При существующем законе возросла недоимка по строительству объектов коммерческого жилья, завершилась программа волнового переселения, так и не начавшись в Нижнем Новгороде. Перестали проводиться аукционы под индивидуальное жилищное строительство, хотя заявки есть. Сократились объемы доходов. К нам обращаются главы районов также с просьбой вернуть им градостроительные полномочия», – сообщил депутат Заксобрания Андрей Тарасов.

Семеновский городской округ тоже недоволен. Глава МСУ Николай Носков рассказал, что власти почти год не могут построить газопровод к областному детскому тубдиспансеру.

«С мая не можем получить разрешительные документы, чтобы направить на госэкспертизу, – заявил он. – Год оформлять будем, а построим за два месяца. Бизнес стоит. Оформляли участок для производства – кварцевые пески – получили отказ, необоснованный, считаем. Древесный уголь – тоже затянули. Есть и политическая составляющая: люди идут к нам, просят оформить разрешение, выделить землю, а мы им говорим – это не наши полномочия. Но, с другой стороны, наши архитекторы, проектировщики подучились работать у областных специалистов».

«Мы в тесном сотрудничестве с областными властями всегда работали, – рассказывает глава МСУ г. о. Чкаловск Филипп Фарбер, – и сон не потеряли, когда область забрала полномочия, а нам только разрешили публичные слушания организовывать. Но произошел разрыв в единой системе работы между областью и муниципалитетами. Согласования документации длятся порой до полугода. Например, почти год ждем утверждения изменений в генплан территории Кузнецовский сельсовет по инвестпроекту. Это неприемлемо и для юрлиц, и для граждан! Потому изменения в полномочия, небольшие, будут полезны и для поселений менее 100 тысяч человек, а не только для городских округов».

Глава МСУ Первомайского района Елена Лебеднова пожаловалась, что бюджет потерял в десять раз, а «нашим заявителям вообще очень тяжело ездить в Нижний за градпланами... В феврале 2016 года один из инвесторов подал заявку, – рассказала она, – в апреле рабочая группа инвестсовета признала целесообразной реализацию проекта. Но аукцион на участок состоится только в конце декабря. По граддеятеятельности: в марте мы обратись с просьбой внести изменения в генплан, и только через полгода нам разрешили публичные слушания провести по этому вопросу. Арендную плату за четыре участка на 2 млн рублей мы в этом году не получили, мининвест с исками в суд обратился только в декабре».

И даже глава администрации Сокольского района Игорь Бобров, который очень лоялен областным властям, и тот попросил вернуть «взад полномочия».

А вот Саров вообще большей частью находится на территории Мордовии, и процедура грозит затянуться.

«Тем более мы ЗАТО и обязаны согласовывать документы еще с федеральным центром», – заявил глава города Сергей Жижин.

Городу вообще трудно что-то затевать на своей площадке, поэтому казус с земельными полномочиями налицо.

Баба-яга не против?

Замгубернатора Роман Антонов заявил, что «вопрос живой» и по конкретным пунктам область не против.

«Но если с 1 января все полномочия сразу отдать МСУ, то работа встанет, – спрогнозировал Антонов. – Поэтому сейчас создана и работает согласительная комиссия по изменениям в закон № 197, она решает, что отдать, что оставить. Чтобы работа шла в “паровозном ключе”, чтобы не было хаоса».

Но черт сидит в деталях. У региональных чиновников вызывает тревогу степень проработки документации, уровень квалификации на местах.

Область категорически не желает отдавать муниципалитетам утверждение генплана и изменения в него, а также работу по крупным федеральным проектам – ВСМ, ЧМ-2018, по линейным объектам, которые затрагивают несколько районов. А также распоряжение неразграниченной землей.

Недавно губернатор Валерий Шанцев подписал изменения в областной закон о регулировании граддеятельности, где генплан городских округов фактически закреплен за областью (изменения и утверждение). Планируется также создать некую областную межведомственную комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки, полномочия которой определяет правительство, куда войдут разные уровни власти. (Трудно представить, что этот орган сможет работать оперативно. Очень много согласований.)

Поэтому фактически весь этот громкий процесс по «передаче полномочий на места» может быть выхолощен.

Присутствовавший на ВСМС вице-спикер Заксобрания Олег Сорокин припомнил, что передача градполномочий в 2014 году в область прошла в большой спешке и никого из глав МСУ тогда не спросили. «На местах все ждали, что процесс ускорится, пойдут доппоступления в бюджеты, но все наоборот... Сейчас облправительство сомневается: готовы ли муниципалитеты – их специалисты – выполнять эти функции?» – напрямую обратился Сорокин к главам.

Зал ответил, что готовы. Арзамас, Нижний Новгород, Дзержинск – давно готовы.

По мнению вице-спикера, разрешения на строительство, изменения в генплан должны оставаться в полномочиях муниципалитета. За областью – только согласование, но не утверждение генплана, считает Сорокин.

Но есть разночтения и по тому, какие участки должны продаваться на аукционах, а какие без аукционов отдавать под определенные объекты. Аукционы по развитию застроенных территорий – РЗТ – облправительство согласно отдать муниципалитетам. Планировку и межевание – ППМ – хочет сохранить за собой.

«Поэтому в итоге вместо долгожданных полномочий по земле муниципалитеты рискуют получить длинную таблицу поправок, – опасается Олег Сорокин. – Часть передается, часть возвращается, инвестор вообще может запутаться и ничего не понять, куда бежать. ППМ – важнейший документ. Вот в Гордеевке в Нижнем Новгороде был запланирован очень нужный детсад, но недавно областное правительство внесло изменения в ППМ, и там появляется многоэтажный жилой дом. Жители на дыбы, под бульдозер кидаются, президенту пишут. Наверное, на местах лучше знают, где нужнее больница, где школа или детсад».

«Неразграниченные земли должны остаться за муниципалитетами, – кричали главы в зале, – иначе смысла нет…»

Зато никто не возражает: пусть госконтроль остается за областью, в том числе по крупным федеральным проектам (вспомнили и о низконапорной плотине).

Роман Лаптев, зампред гордумы Арзамаса: «Нас раньше область критиковала, дескать, не умеете работать. Ну, раз мы не умеем, покажите нам. Вот и показали. Не очень все эффективно. Мы с лета в трогательном ожидании нового аукциона. Все крупные проекты федерального масштаба все равно будет проводить регион. А муниципалитет должен работать быстро и четко: переход на другой вид использования участка, расселение ветхого и аварийного жилья (почти сорвано у нас), строительство многоэтажного жилья, когда предприниматель хочет переоформить разрешенный вид использования. У нас недополучение по налогам около 50%. Наступил момент, когда единственным источником доходов города стала земля. Там, где документы должны пролетать, у нас проходят. Например, требования к ларьку на 150 кв. метров такие же, как к металлургическому заводу. Регламент у областного министерства одинаковый. Хотя депград генпланы прошерстил… Научил работать с ППМ, межеванием. Потребность в развитии есть. Один предприниматель, у которого два киоска, два года ждет документов на третий».

«Заседание Регионального совета Всероссийского совета местного самоуправления – это та площадка, где собрались все те, кто занимается темой передачи градостроительных полномочий, – комментировал итоги заседания Александр Вайнберг. – Очень интересно было услышать мнение глав местного самоуправления. Именно они возьмут на себя ответственность при передаче градостроительных полномочий. А это непростая задача. Мы услышали мнение правительства и депутатов Законодательного собрания региона. В результате активного и заинтересованного обсуждения пришли к компромиссу, который заключается в том, что местному самоуправлению необходимо отдать градостроительные полномочия. Но есть вопросы, которые нужно оставить в зоне внимания и ответственности правительства и губернатора. Это крупные инфраструктурные объекты федерального значения. Сейчас необходимо доработать детали законопроекта. С этой целью была создана согласительная комиссия, в которую войдут эксперты и представители местного самоуправления и региональной власти. Но окончательное решение будет принимать Законодательное собрание».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Без земли нет власти

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру