Нижний Новгород готовится к Чемпионату мира по футболу 2018

Еще недавно жители Мещеры выходили на «сход» против строительства дороги вдоль Волжской набережной. Подрядчики начали подготовку территории, принялись убирать бетонные плиты. Из-за этого обитатели многоэтажек и общественники встревожились: что происходит, почему молчит администрация города, с людьми не посоветовались, общественные слушания не проводились!

Нижний Новгород готовится к Чемпионату мира по футболу 2018
Фото: Андрей Абрамов

Чиновники ответили за дорогу

«На сходе люди высказывались против расширения двухполосной дороги вдоль Волги к Борскому мосту. Напряженный четырех полосный автомобильный трафик местным обитателям не нужен, люди хотят иметь прогулочную зону. Говорили о том, что здесь, где проживает 120 тысяч человек, нет парка, обустроенных мест отдыха, а максимум что нам предлагает власть - поставить лавочки?» -написал в соцсети активист Игорь Зайцев.

Пришлось чиновникам областного правительства разъяснять, что происходит. (Они, конечно, всегда готовы, только «говорить нынче много нельзя» - Авт.). А делается все по закону, согласно плану и программе ЧМ-2018, и вся буза от незнания (и «дремучести» - Авт.) жителей, - проект транспортной схемы под проведение ЧМ-2018 рассматривали утверждали еще два года назад.

Просто жителям нужно было, чтобы им персонально или через СМИ рассказали - министр или губернатор, - что тут строят.

И ведь, действительно, волнения прекратились. Никто не собирается перекрывать магистрали, ложиться на рельсы, протестовать против Чемпионата мира по футболу.

Депутаты Заксобрания от Нижнего Новгорода на правительственном часе задавали этот вопрос главе облминтранса Александру Герасименко. Леонид Гойхман (от Канавинского района) просил провести встречу с активом общественной организации «Город без пробок», учесть пожелания жителей: при строительстве дороги вдоль Волжской набережной предусмотреть пешеходные переходы, установить больше светофоров, и «лежачих полицейских», чтобы люди могли, как можно безопаснее переходить трассу, гулять, пользоваться этим местом «отдохновения» и рекой. Кроме того, обитатели микрорайона интересовались, не станет ли эта дорога транзитной для движения к Борскому мосту, как будет налажено движение около торгового комплекса «Седьмое небо», развязки на Бетанкура?

И уже 29 ноября чиновники ГУАД провели выездное совещание по этой дороге общего пользования в микрорайоне «Мещерское озеро». Магистраль вдоль Волжской набережной длиной 1,6 км планируют построить до конца 2017 года, заявил заместитель директора ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» Денис Цветков: «Генподрядчик строительства – ГК «Управление строительства 620». И эти действия не требуют проведения публичных слушаний, потому что все делается в рамках программы Чемпионата мира по футболу в 2018 году и от преобразований жители Мещеры только выиграют. Кроме дороги на Волжской набережной и улице Пролетарской обязательно будут проведены работы по планировке территории: построены пешеходные и велосипедные дорожки, проведено озеленение и организовано уличное освещение. Автомобильная дорога и созданная вместе с ней инфраструктура существенно улучшат условия проживания жителей микрорайона».

По словам чиновников, местные дворовые проезды освободятся и от транзитного движения, для которого они не были предназначены, и от нагромождения транспортных средств.

«Новые дороги будут удобны не только для передвижения жителей микрорайона, но и для подъезда к домам специальной техники, улучшится и внешнее восприятие указанного микрорайона», - считает Денис Цветков.

Он пояснил, что проектная документация на этот объект была разработана в соответствии с водоохранным и природоохранным законодательством, прошла госэкспертизу в мае 2016 года, был определен подрядчик. Сейчас по периметру площадки устанавливается ограждение и проводится демонтаж бетонных плит на набережной.

Главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов также отмечает, что «дорога по Волжской набережной фигурировала в генеральном плане Нижнего Новгорода еще с советских времен». «И в генплане, который прошел процедуру публичных слушаний и был утвержден Городской думой города Нижний Новгород в 2010 году, этот участок запроектирован под строительство магистрали районного значения», - подчеркнул Сергей Попов.

Он уверен, что Волжская набережная станет еще одним благоустроенным местом отдыха: «Любой горожанин сможет воспользоваться удобной транспортной инфраструктурой, чтобы приехать сюда, прогуляться по новой благоустроенной набережной и полюбоваться открывающимися видами».

Творить - в установленных местах

Кроме того, будут построены автомобильные дороги общего пользования по ул. Бетанкура от ул. Самаркандская до Волжской набережной, по ул. Совнаркомовская от ул. Самаркандская до набережной р. Волга, по ул. Пролетарская от ул. Карла Маркса до Волжской набережной, по Волжской набережной от ул. Бетанкура до ул. Пролетарская, от ул. Стрелка до ул. Совнаркомовская и два пешеходных перехода в разных уровнях через ул. Бетанкура и ул. Самаркандская.

Понятно, что никакого пересмотра планов строительства дорог в рамках ЧМ-2018 не будет, в отличии от обустройства парка на Стрелке. На днях губернатор Валерий Шанцев призвал общественность к широкому обсуждению благоустройства этой территории и дал поручение департаменту градостроительного развития региона организовать мероприятие. (Прекрасный вариант -канализировать выход творческой энергии, тем более, что денежных вливаний на это не требуется.)

Зачем делить - только вместе!

О программе подготовки Нижнего Новгорода к ЧМ-2018 подробно рассказывал депутатам Заксобрания министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Александр Герасименко.

Дискуссия была вызвана еще и тем, что, по словам больших областных чиновников, город якобы совсем не участвует в финансировании этих мероприятий. Что, мягко говоря, не совсем так. Конечно, по большинству проектов требуются колоссальные средства, и это под силу только Федеральному центру совместно с областью.

Как, например, продление линии метрополитена от станции «Московская» до станции «Стрелка». Готовность объекта сегодня 44%. Строительство планируется завершить в апреле 2018 года.

Стоимость ветки - 11,7 млрд рублей. И муниципалитет также участвовал в финансировании. По данным пресс-службы администрации Нижнего Новгорода в 2016 году на это строительство из бюджета города Нижнего Новгорода заложено 102 млн руб. (за счет средств федерального бюджета – 1,575 млрд руб., областного бюджета – 1, 9 млрд руб., а всего 3,6 млрд руб.).

Расширение взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Нижний Новгород» или строительство нового пассажирского терминала тоже нельзя взвалить на городской бюджет, это делает собственник воздушных ворот и федеральный центр (около 6 млрд рублей). 

Реконструкция проспекта Молодежный в Автозаводском районе Нижнего Новгорода до аэропорта тоже идет в основном за счет федеральной казны. Стоимость работ 3,7 млрд руб.

Транспорт подтянут

А вот общественный муниципальный транспорт – зона ответственности в основном города.

Финансирование программы по приобретению низкопольных автобусов для Нижнего Новгорода предусмотрено в объеме 1,3 млрд руб., в большей части из бюджета областного центра.

За счет выделенных в 2014 году средств приобретено 30 низкопольных автобусов, рассказал Александр Герасименко. В 2016 году планируется закупка 51 автобуса, область заложила 290 млн руб., 23 млн – муниципальная доля. В 2017 году – еще 80 автобусов.  

Кроме того, в 2013 году приобретено 20 низкопольных трамваев на 454 млн руб., в 2014 году – еще 10 штук за счет местного бюджета - на 241 млн рублей.

Капитальный ремонт вагонов метро и закупка новых – тоже забота администрации города, но без содействия региона не обойдешься, суммы нужны очень большие - 3,7 млрд руб. Несколько метропоездов ранее уже были обновлены.

Требуется пополнить подземный парк еще на 23 новых вагона (на сумму свыше 1 млрд руб.) и отремонтировать капитально 34 старых - на 670 млн, плюс нужно заплатить 600 млн по старым контрактам. Достигнута договоренность, что о софинансировании этих расходов за счет области, по словам главы минтранса, около 900 млн будет выделено.

Но вот автостанции на въездах в город будут вводиться в строй за счет частных инвесторов.

Железнодорожный вокзал в Нижнем Новгороде тоже ждет реконструкция. Здание сейчас переводится из регионального памятника культурного наследия в статус достопримечательного места, идет экспертиза.

Еще один необходимый элемент подготовки к ЧМ–2018 года -Комплексная транспортная схема была сделана по заказу и за счет города - 64 млн руб., плюс актуализация схемы 7 млн.

«Зеленая волна» для гостей

Обустройство улично-дорожной сети, техсредства, разметка, знаки, на сумму 164 млн. руб. – предполагается сделать за счет казны Нижнего Новгорода в 2017-18 годах.

На модернизацию дорожных объектов и создание интеллектуальной схемы (светофорного) движения требуется около 400 млн. руб. (Конкурс выиграло ПАО Ростелеком).

Дороги в Нижнем Новгороде будут в следующем году ремонтироваться за счет областных и федеральных субсидий, еще раз подтвердил глава областного минтранса, - в объеме 3 млрд руб. В перечень работ включены 98 улиц по движению клиентских групп ФИФА и болельщиков: это центр города, влитные магистрали (Балахнинское, Казанское и Московское направления).

Проспекты Гагарина и Ленина приведут в порядок и обеспечат проезд по внешнему периметру безопасности футбольного стадиона за счет средств Дорфонда. Город поучаствует - 1% - в строительстве дороги по Самаркандской улице.

Кроме того, градозащитники должны обратить внимание на площадь Киселева на Автозаводе. Администрация города должна разработать проект ее реконструкции (вслед за обновлением пр. Молодежный) софинасирование города - 1%.

И еще по ряду направлений бюджет Нижнего Новгорода станет активным участником футбольного чемпионата.

По данным, предоставленным департаментом информации администрации Н. Новгорода «МК в Нижнем» только по функционалу департамента строительства, за городом закреплено «Строительство тренировочной площадки на территории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Мещера», Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д.17а». Доля софинансирования из городского бюджета составляет почти 22 млн руб.

Устройство удаленного пункт досмотра грузового транспорта (Log Point), следующего на стадион, – еще порядка 40 млн руб.

На подготовку инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов, только в 2016 году муниципалитет израсходует 86 млн руб.

Кроме того, муниципальные «Теплоэнерго» и «Нижегородский водоканал» активно занимались устройством коммуникаций для спортивных объектов.

Так что утверждение замгубератора Антона Аверина о том, что вложения Нижнего Новгорода в объекты ЧМ-2018 года – «равняются зеро» - можно обратить на само высказывание.

Депутаты Закосбрания обещают внимательно отслеживать подготовку к «футбольному» празднику и «наводить» мосты между жителями, «запутавшимися в зонах ответственности» и чиновниками.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Город в игре!