Правительство наносит удар?

Новые инициативы об изъятии полномочий у Нижнего Новгорода поступили в Заксобрание

Полтора года крупные города Нижегородской области, и в первую очередь Нижний Новгород, борются за возвращение себе полномочий в градостроительной сфере, последовательно доказывая, что муниципалитет не может развиваться, не распоряжаясь собственной землей. Реакция областного правительства оказалась, мягко говоря, неадекватной – в региональный парламент поступил проект закона, согласно которому даже функции по выдаче разрешений на строительство у городов предлагается отобрать. Еще один законопроект предлагает и вовсе заново реформировать всю систему местного самоуправления в регионе.

Новые инициативы об изъятии полномочий у Нижнего Новгорода поступили в Заксобрание

Подсобное хозяйство

Суть первого законопроекта, представленного 18 мая на заседании комитета по вопросам государственной власти и местного самоуправления Законодательного собрания, сводится к передаче последних градостроительных полномочий с муниципального на региональный уровень. Если, начиная с 2015 года, областное правительство самостоятельно и без оглядки на местный уровень может вносить изменения в генеральные планы и проводить аукционы на право развития застроенных территорий, то теперь предлагается и выдачу разрешений на строительство поручить не городским, а региональным чиновникам. Основание задекларировано вроде бы благое: сокращение административных и бюрократических барьеров, формирование так называемого «принципа одного окна», при котором инвестор в одном и том же месте – профильном ведомстве правительства – получает весь пакет необходимых для реализации проекта документов.

«Мы готовим абсолютно все градостроительные документы, и застройщики обратно идут в муниципалитеты, которые проверяют наши документы и выдают разрешения, но это неправильно», – пояснил представлявший законопроект заместитель губернатора, он же – министр строительства, ЖКХ и ТЭК Нижегородской области Антон Аверин.

Присутствовавшие на заседании представители Ассоциации местного самоуправления Нижегородской области против законопроекта, в общем-то, не возражали, скромно попросив оставить им – органам этого самого МСУ – право хотя бы принимать построенные объекты в эксплуатацию. Просьба понятная – вдруг что не так построят, а отвечать перед жителями придется им, муниципальным чиновникам. Ну а если строительство удалось, то грех не покрасоваться при разрезании красной ленточки.

Областная прокуратура обратила было внимание, что новые функции – это еще и новые расходы (в конечном итоге, людям, выдающим разрешение на строительство тоже надо платить зарплату), но Аверин возразил – «никакого увеличения численности здесь не понадобится».

И лишь представитель городской Думы Нижнего Новгорода в Заксобрании Владимир Панов призвал с принятием законопроекта не торопиться. Хорошо, конечно, будет инвесторам, которые собираются что-то построить в Нижнем Новгороде: правительство тут, под боком. Но как быть тем, что уже сейчас работает, например, в Шатках и там же планирует построить заводик или даже магазин. Им-то, наоборот, придется преодолевать сотни километров за нужной бумажкой. Областные депутаты Панова не услышали, как и проигнорировали замечание своего коллеги – вице-спикера Заксобрания Владислава Егорова, обратившего внимание на отсутствие заключения минюста. Законен закон или нет, разбираться будут, видимо, уже все вместе – на заседании регионального парламента 26 мая.

Кстати, согласно законопроекту, за районами должны остаться функции по выдаче разрешений по личным подсобным хозяйствам и индивидуальному жилищному строительству. А вот о более крупных стройках муниципалитеты и их жители будут узнавать, видимо, случайно – по факту возведения свай или новых синих заборов, печально знакомых Нижнему Новгороду. Вот и получается, что город становится тем самым подсобным хозяйством областного правительства, где «что хочу – то и ворочу».

Не разделяя, властвуй

Любопытно, что описанный законопроект депутатам Заксобрания представил именно Антон Аверин, который в безработный промежуток своего замгубернаторства претендовал на должность главы администрации Нижнего Новгорода – того самого человека, который обладает полномочиями по выдаче разрешений на строительство сегодня. Сити-менеджером он, как известно, не стал, но от амбиций, видимо, не отказался. Зато губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, похоже, отказался от своей позиции пятилетней давности, когда не без его активного участия в Нижнем Новгороде была введена двуглавая система местного самоуправления. Неслучайно другим законопроектом, который рассмотрел комитет, стала новая инициатива по совмещению должностей главы города (по действующему закону он избирается из числа депутатов) и главы администрации (назначается по итогам работы конкурсной комиссии).

Напомним, что почти год назад – летом 2015 года – похожая инициатива уже рассматривалась Законодательным собранием. А точнее – не рассматривалась, поскольку ни одно заседание, на котором депутаты должны были проголосовать «за» или «против», просто не собрало достаточное количество участников.

Спустя менее года попытка повторяется, пусть и несколько иначе. Теперь, например, инициатором законопроекта стал не депутат Валерий Осокин (председатель комитета по вопросам госвласти и МСУ), а непосредственно правительство Нижегородской области. Изменен и список тех, кто может выдвигать кандидатуры на пост единого главы города. Никаких самовыдвижений! Правом выдвигать кандидатуры по проекту закона наделяются лишь общественные и политические объединения и… конечно, единолично губернатор Нижегородской области. То есть, например, действуй закон в таком виде в ноябре 2015 года, главой города уже не смог бы стать Иван Карнилин. Зато им мог бы стать уже не только депутат Думы, но и любой человек. Тот же Антон Аверин, например…

И тут на заседании комитета произошло странное. Валерий Осокин – тот самый, кто еще год назад выступал за изменение системы МСУ – обратил внимание, что на новый законопроект нет отзыва со стороны Нижнего Новгорода. Как подтвердил депутат Владимир Панов, в Гордуму соответствующие документы поступили только 13 мая – ни постоянные комиссии, ни рабочие группы, ни Дума в целом их рассмотреть еще не успели. Чувствуя, что все идет не по плану, директор правового департамента облправительства Леонид Литвиненко пытался было намекнуть, что мнение Нижнего Новгорода и вовсе учитывать необязательно, в качестве причины указав на то, что областной центр вот уже 11 лет не платит взносы… в покорную Ассоциацию местного самоуправления (по рублю с жителя в год - более 1,2 млн рублей, - да за 11 лет). В чем тут связь, члены комитета, видимо, не поняли, а посему предложение Осокина отложить рассмотрение законопроекта и дождаться мнения городской Думы Нижнего Новгорода было поддержано.

А уже упомянутый Владислав Егоров напомнил, что федеральное законодательство позволяет каждому муниципалитету самостоятельно определять способ формирования органов МСУ: кто-то может вернуть прямые выборы, кто-то согласится на новую схему, а кто-то сохранит систему двуглавой. Арзамасу решать за Арзамас, Дзержинску – за Дзержинск, а Нижнему Новгороду – за Нижний Новгород. Равнять же всех под одни грабли совершенно не обязательно. Не на приусадебном хозяйстве все же находимся…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру