Шедевры музей Идеал супружеской верности

«Артемисия» в гарлемском стиле

27.04.2016 в 17:59, просмотров: 1231

Голландский исторический живописец Питер де Греббер родился в городе Гарлем в 1600 году. Его отец был мастером исторической живописи, и сотрудничал с Рубенсом. Сестра и брат также стали художниками.

Шедевры музей Идеал супружеской верности
Фоторепродукция предоставлена пресс-службой НГХМ

Греббер явился одним из основателей школы «Гарлемского классицизма», характерными чертами которой были использование светлых оттенков, равновесие пространства и фигур, присутствие в картинах небольшого количества персонажей.

Хотя в Голландии исторический жанр был довольно популярен, мастера «Гарлемского классицизма» чаще других обращались к античным сюжетам. Их произведения украшали общественные здания и богатые резиденции.

На картине Греббера изображена Артемисия III, дочь правителя Карии (области на территории современной Турции). Она жила в 4 веке н.э. и была выдана замуж за родного брата Мавсола. Супруги правили 25 лет, во время которых Кария достигла своего наивысшего расцвета.

После смерти убитая горем вдова выстроила великолепную гробницу – знаменитый Мавзолей в Галикарнасе, ставший одним из семи чудес света.

Скорбь Артемисии была столь велика, что она приказала смешать часть праха усопшего с ароматическими веществами и водой, а затем выпила его, надеясь воссоединиться с духом умершего мужа. Этот эпизод и стал сюжетом картины Греббера.

Художник связывает древнюю легенду с голландской народной жизнью, воплощая в образе Артемисии национальные представления о красоте. Его героиня – златокудрая, полнокровная, пышущая здоровьем молодая женщина. Она сидит в окружение служанок, одна из которых занимается прической, а две другие подносят хозяйке урну с прахом. Греббер изображает самый драматичный момент - через несколько минут прах будет смешан с ароматическими веществами и выпит. Рассеянный, устремленный вверх взгляд героини передает ее уверенное и несколько экстатическое воодушевление.

Общая атмосфера одухотворенности роднит Греббера с творчеством великого Рембрандта. Картина отличается гармоничной, уравновешенной композицией, тонкой живописной манерой и некоторой декоративностью колорита, доминантой в котором служит зеленый цвет.

Картина происходит из коллекции купеческого рода Грачевых. В 1924 году она была передана в Нижегородский художественно-исторический музей.


|