Без пафоса и героики

Что делают в Чечне нижегородские юристы?

В «МК в НН» № 14 мы писали о том, как юристы из нижегородского Комитета по предотвращению пыток (КППП) стали объектом  травли со стороны чеченских властей. У правозащитников поневоле возник имидж бесстрашных и «безбашенных» людей, которые не боятся идти поперек воли всемогущего главы республики Рамзана Кадырова, которому зачастую и сам Президент РФ не указ.

Приходилось слышать версии, что комитетчики своим безрассудством провоцируют чеченские власти на бандитские разборки, в числе которых поджог и разгром офиса организации в Грозном, нападение на автобус с нижегородскими журналистами и на руководителя организации Игоря Каляпина у отеля «Грозный Сити».   

Удивительная особенность республики

Мне неоднократно приходилось работать в составе СМГ (сводная мобильная группа юристов и журналистов, работающая в Чечне) и никаких «безбашенных героев» я в ней не видел. Люди выполняют кропотливую и зачастую нудную «бумажную» работу, которая, увы, с каждым годом становится все опаснее. Это парни с юридическим образованием, которые свято верят в правоту своей деятельности. Без всякой пафосности и героики. У большинства СМГ-шников есть жены и дети, которые по понятным причинам беспокоятся за своих мужей и отцов. Посему каждый вечер происходит неписанный ритуал созвона с близкими.

Так же в СМГ есть свои вынужденные правила безопасности. Например, не перемещаться по одному, всегда быть на связи с нижегородским офисом и т. д.

Фактически, юристам-правозащитникам постоянно приходится напоминать чеченским правоохранителям об их работе, а зачастую и делать ее. А поскольку большинство дел постоянно «замыливается» следствием и судами, то и работа становится все более рутинной.

Юристы СМГ выступают в роли бесплатных адвокатов, представителей потерпевших - жертв пыток и похищений чеченских силовиков. За это республиканские власти называют их «шпионами», «агентами ЦРУ» и т.д. Кстати, когда СМГ только появилась, их называли «спецназом Дмитрия Медведева».

То, что юристы вынуждены подвергать себя постоянной опасности, – удивительная особенность Чечни. Трудно себе представить, чтобы в других регионах адвокаты или представители потерпевших подвергались такому давлению и прессингу со стороны властей.

Есть здесь еще один важный момент: правозащитную деятельность часто путают с политической. Хочется еще раз напомнить, что деятельность КППП - помощь людям, пострадавшим от рук представителей государства и наказание виновных, а не борьба с властью. Например, в США правозащитники занимаются преступлениями американских правоохранителей и «шпионами Путина» их никто не считает. Увы, до руководства Чечни эта простая истина никак не доходит.  

«Не раздражать руководство»

На мой вопрос про «экстремальный имидж» Игорь Каляпин ответил, что юристы СМГ стараются работать максимально рационально, не раздражая руководство Чеченской республики.

- Другое дело, что это не всегда возможно. Когда вдруг, ни с того ни с сего, раздаются публичные выступления первых лиц республики на грани истерики, правозащитники стараются на них так же публично отвечать, опровергая прозвучавшую в наш адрес клевету. Обвинения выдвигаются конкретные и весьма серьезные. Якобы, мы -  агенты ЦРУ, и других вражеских разведок,  лично я передавал деньги террористам, а наши юристы защищают их в Чечне. Правда, конкретных фамилий не называется.

Игорь Каляпин не горит желанием подать в суд за клевету на высказывающих такие обвинения. Надежды, что чеченские правоохранительные органы возбудят против них уголовное дело, нет, а навлекать на себя лишний раз гнев и репрессии не хочется. Тем более, что обострение отношений может отразиться не только на самих юристах, но и на их подзащитных – простых чеченцах, которым и так живется не сладко.

Горское и волжское

Почему же «комитетчикам» оказывают такое противодействие в Чечне и они становятся героями конспирологических сюжетов в республиканских СМИ? Дело в том, что во всех делах, которыми занимаются нижегородские юристы, речь идет о незаконных делах чеченских правоохранителей.

Тем же они занимаются и в других регионах страны, отправив за время существования организации за решетку более ста «оборотней в погонах». В Нижегородской области, например, юристы КППП добились наказания около пятидесяти правоохранителей. Но здесь властям не приходит в голову кричать «наших бьют». Мало того, в Нижегородской области идет плодотворная совместная работа с правоохранительными органами: УСБ МВД не всегда успевает следить за всеми полицейскими. То же самое наблюдается и в других регионах центральной России, где есть представительства КППП. Кстати, когда «комитетчики» начали работать в Чечне, были попытки наладить такой же диалог и с чеченским руководством. Увы, не получилось…

Только в Чечне борьба против беззакония и «оборотней в погонах» и торжество закона воспринимается как личное оскорбление и посягательство на личную власть главы региона. Здесь поневоле приходишь к неоднократно озвученному печальному выводу, что в республике российские законы не работают.

Именно поэтому, президент Владимир Путин, назначив Рамзана Кадыров и.о. главы Чечни, деликатно напомнил о необходимости взаимодействия с федеральными органами. Увы, практика СМГ показывает: они бессильны против кадыровцев.  Так что не удивительно, что единственная организация в мире, которая не боится противостоять всесильному главе Чечни имеет соответствующий имидж. 

Тест-драйв самого безопасного города

Кстати, после нападения на Игоря Каляпина у отеля «Грозный Сити», я его напрямую спросил: зачем он там появился, что это за мальчишество? Неужели не понятно, что все предыдущие события к этому и вели?! Зачем лишний раз было «дразнить гусей»?

По словам Каляпина, ему было важно понять: можно ли его сотрудникам и дальше проживать в Чеченской республике? Было ли нападение на автобус с журналистами своеобразным напоминанием, что без высшей санкции руководства никто не может передвигаться по республике? Не случиться ли так, что после разгрома техники в офисе и служебного автомобиля, возьмутся за самих сотрудников? С одной стороны, Каляпин считал, что на его присутствие в Грозном среагируют немедленно. Если бы была команда «фас», то зеленкой и яйцами дело бы могло и не обойтись… С другой стороны, у Каляпина, как известного в мире правозащитника и члена президентского совета по правам человека, самые большие шансы не подвергнуться насилию.  То есть, риск во много раз меньше, чем для его сотрудников.       

Расчет вполне рациональный и никакого желания дразнить чеченские власти у главы КППП не обнаружилось. Наоборот, он допускал, что в «Грозном Сити» мог бы состояться деловой разговор с представителями руководства ЧР – так уже неоднократно случалось ранее. Увы, результат оказался, мягко говоря, отрицательным. Выяснилось, что проживать в Чечне и хранить там документы сотрудникам СМГ уже нельзя. Сейчас руководство КППП решает вопрос дальнейшей судьбы группы. Бросать своих заявителей - простых чеченцев, - которые пострадали и от войны и от новой власти, нельзя. Скорее всего, придется снимать квартиру в одной из соседних республик, так как ездить на каждое следственное действие из центральной России неудобно и слишком дорого.

Кто обеспечит безопасность?

Что же можно сделать для безопасности сотрудников СМГ работающих в Чечне? Ответ на этот вопрос и прост, и сложен одновременно. Помнится, когда несколько лет назад я ездил с ними в Женеву на вручение премии Мартина  Энналса (своеобразной «нобелевки» в правозащитной сфере за самую опасную работу) нас часто спрашивали: что можно сделать для вашей безопасности? Увы, ничего. Мировое сообщество здесь бессильно. Этот вопрос может решить только высшее лицо российского государства, которому подчиняется глава Чечни. Помнится, когда верховный комиссар ООН по правам человека вручал Игорю Каляпину премию, тот заметил, что герои не они, а их заявители, которые в атмосфере тотального страха не боятся обращаться за помощью.     

В следующих статьях я подробнее расскажу  о некоторых делах, которые ведут юристы СМГ. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру