Жизнь в Нижегородской области отличается от информации в отчетах минэкономики

Реальная жизнь в районах резко отличается от прогнозов и отчетов

Недавно областное минэкономики объявило, что за 2015 года состояние социально-экономического развития в 19 территориях Нижегородской области улучшилось. Однако ситуация на местах иногда совсем не соответствует министерскому ранжиру.

Реальная жизнь в районах резко отличается от прогнозов и отчетов

Депрессивных все меньше?

«Четыре района - Павловский, Ветлужский, Сеченовский и Сосновский - перешли в группу с более высоким уровнем развития, - сообщил министр экономики и конкурентной политики региона Игорь Норенков. – В целом, 15 территорий имеют уровень развития выше среднего, 30 - средний, 7 – ниже среднего. Выше среднего стабильно идут Кстовский, Городецкий районы, Арзамас, Бор, Выкса, Дзержинск, Нижний Новгород и Саров».

Более того, нынче высоко оценены Балахнинский, Вадский, Богородский, Дивеевский, Павловский и Лысковский районы и город Кулебаки. Здесь, по информации экономистов, идет рост инвестиций, отгруженной продукции, прибыли организаций и заработной платы. Хотя, к примеру, недавно в гострудинспекцию пожаловались работники Лысковского электротехнического завода, где 550 работникам задолжали за декабрь и январь 6,5 млн рублей.

Если судить по прогнозу, отмеченному на карте минэкономики разными цветами, то скоро все районы Нижегородской области приобретут оптимистический, успокаивающий желто-зеленый окрас. И только несколько территорий портят «гамму» региона тревожным красным цветом.

Последние места в рейтинге заняли Лукояновский, Большемурашкинский, Большеболдинский, Воротынский, Варнавинский, Тонкинский и Гагинский районы.

Старец Варнава - главный инвестор

Несколько лет назад, когда на областном правительстве в очередной раз зачитали информацию про отстающий Варнавинский район, губернатор Валерий Шанцев призвал свой кабмин, давайте, навалимся, возьмемся за Варнавино, сделаем программу развития, бизнес-проекты, ответственных назначим, инвестиции привлечем, поднимем северный район!

И, действительно, столько программ составили, каждого фермера, каждый ларек, лесопилку, вписали в проектный список. На бумаге все пожелания были исполнены. Много усилий приложил Артем Кавинов, тогда куратор района и депутат Заксобрания, бывший лидер региональных единороссов.

Минуло лет пять! А Варнавино опять на низшем уровне развития, и, по данным минэкономики, не блещет цифрами. В районе по-прежнему «полторы лесопилки», мелкие арендаторы заняты первобытным занятием - пилят и валят. Крупный холдинг по лесопереработке так и не создал здесь производство.

Но что делать, если нет на северах Нижегородской области газа и многих других инфраструктурных благ цивилизации? А сколько губернаторов обещали провести голубое топливо в отдаленный район? Все застыло на уровне Уреня. Поэтому, чтобы ни писали в отчетах кабинетные работники, соседние с Кировской областью территории деградируют - Шахунский, Тоншаевский, Тонкинский, Ветлужский и другие районы.

Но варнавинские чиновники и общественники не унывают, живут глубокой культурно-духовной жизнью. Развивают эко-туризм, устраивают приключенческие квесты, готовятся шумно отпраздновать 600-летие уездного города Варнавина. В 1417 году на Красную гору впервые пришел православный священник Варнава, - в последние годы в районе культивируют этот образ. Программа подготовки к торжествам разработана огромная. Правда, по словам представителя администрации Валентины Копусовой, целевых средств из облбюджета на мероприятия пока не выделено, «да, может быть, мы и сами справимся - с миру по нитке…».

На «Металлисте» все отлично?

Удивительно было видеть в лидерах рейтинга минэкономики Сосновский район. Одно из опорных предприятий - ОАО "Металлист" (выпускает широкий набор ручного инструмента: напильники, плоскогубцы, отвертки, молотки и проч.) «отметился» в прошлом году долгами и убытками. В феврале 2016 года сотрудники завода написали в «Живой журнал» губернатору:

«Уважаемый Валерий Павлинович! Обратите пожалуйста внимание на Сосновский "Металлист". Завод не работает, отключено электропитание за неуплату. Люди сидят без зарплаты, народ сокращают. Огромный завод, столько цехов, а толку ноль! Все это очень печально! По бумагам у нашего района должно быть все! И ФОК с 2011 года и новая школа, и завод по производству кирпича, который на стадии строительства заморозили и оставили громадный картер и разруху, и много другое. Да суть не в ФОКах, школах и других объектах социальной инфраструктуры, а в рабочих местах! Будет работа, будет и жизнь в районах нашей области».

В марте сотрудники этого уникального предприятия вышли на митинг. На заводе числится около 400 человек. Несколько месяцев они не получали зарплату. При этом, по данным райадминистрации, «Металлист» в должниках по зарплате не числится.

Один из депутатов Заксобрания сообщил корреспонденту «МК в Нижнем», что московские собственники завода продают его бизнесменам из Владимира и те намерены развивать производство.

В минэкономики говорят, что сделка уже завершена и «с новыми собственниками ПАО «Металлист» ведется работа по стабилизации ситуации на предприятии. Просроченной задолженности по заработной плате перед работниками нет (по данным администрации района)».

Заверения звучат оптимистичные. Однако, пока официально имя нового собственника не озвучено и поручиться за него никто не берется. Поэтому тревога у коллектива большая.

- Позор, если завод будет уничтожен! Это - кормилец всего района! – негодуют нижегородцы.

Но в лидеры Сосновский район, по данным минэкономики, выбился счет второго крупного предприятия - «Сосновскагропромтехника» и «Сосновскавтокомплект». Там наладили производство автокомпонентов из пластмасс, резины и цветных сплавов, вложив 50 млн руб. Выросли объемы отгрузки и прибыль примерно в 15 раз по сравнению с 2014 годом. На самом деле, в 2014 году случился провал, «Сосновскагропромтехника» получила убытки, а в 2015 году небольшую прибыль, то есть, сначала просели, потом выросли от низкой базы. В итоге - Сосновскиий район остался на 38 месте среди 52 территорий, но на фоне других – вырос.

Поэтому все эти «подъемы – падения» представляются больше «игрой цифр», чем какими-то реальными достижениями. Люди сравнивают свою жизнь с лучшими временами.

Павлово куры спасут

Есть мега-проекты, которые сразу вытягивают территорию в рейтингах.

Сельский Вадский район мгновенно поднялся до городского, как только там появился индустриальный импортный свинокомплекс. Сейчас норвежский инвестор готовится зайти в Большемурашкинский район. Правда, большое опасение вызывают экологические последствия этого мегапроекта, какие сейчас возникли на месте «гибели» Ильиногорского свинокомбината в Володарском районе. Но зато, как говорят областные чиновники, «мы закрываем цифры по мясу, свинине, и регион резко улучшает свои показатели на федеральном уровне».

А местных фермеров, которые специализировались на поросятах, «вырезают» под корень под угрозой африканской чумы свиней.

Павловский район тоже вышел на новый «высокий уровень» развития, хотя большинство жителей на своем кармане этого не ощутили. Но там появился производитель гипсокартона – французский «Сен-Гобен РУС». И Павловский автобусный завод, «оптимизировав» производство и коллектив, освоил производство новых моделей автобусов.

Хотя реальный рост объемов сделали куры и бройлеры – на птицефабрике «Павловская», на Ясенецкой площадке. Хорошо поработали «Хлебный дом», «Инструм-Рэнд», завод художественных металлоизделий им. Кирова, «Гидроагрегат», уточняют в минэкономике.

Кроме того, в Павловском районе уровень регистрируемой безработицы один из самых низких по области, однако, это заслуга, скорее не чиновников. Неистребима тяга к предпринимательству у трудолюбивых павловчан.

Ситуация на ведущих предприятиях остается напряженной. Да и на птицефабриках непростая, поскольку производство куриного мяса в стране растет, конкуренция зашкаливает, говорят наши источники.

Города – в деревни

Но вот парадокс, другие населенные пункты этого района не чувствуют своего «высокого уровня развития». Говорят, что скоро входящие в район «города» Ворсму, Горбатов и поселок Тумботино можно будет называть деревнями. Все идет к тому, чтобы сделать городской округ с центром в Павлове.

А как иначе? Все важнейшие госструктуры и услуги уже переведены в центр, за каждой справкой - туда. Если будем деревней, то, может быть, сделают льготный тариф на электричество, шутят в Тумботине.

В Ворсме недавно ликвидировано местное МП ЖКХ, вошло в состав Павловского водоканала. Сэкономили на управленческих расходах, но инвестиций потребителям не обещают. Обслуживающая бригада осталась, но теперь каждое действие приходится согласовывать с центральным офисом водоканала. Вплоть до ремонта трактора. Жители уже поняли, что в случае аварии, они могут остаться без воды надолго (в марте прорвался водопровод около храма).

Больничные услуги в Ворсме сильно сократились, в городе осталось фактически одно терапевтическое отделение.

Когда-то крупнейшие предприятия сегодня почти уничтожены или находятся в разобранном состоянии. Цеха потихоньку занимают предприниматели, ремесленничают.

Когда-то известный во всей стране Медико-инструментальный завод (МИЗ) им. Ленина в прошлом прошел, так сказать, «процедуру оздоровления». Но полегчало не сильно. Из последнего трудового состава почти в 360 человек на «оздоровленном» производстве трудоустроились немногие.

МИЗ им. Ленина, чьи активы находились в залоге у банка, был приобретен компанией «Нижфарм». В первую очередь, видимо, ее интересовал дочерний «Медполимер ЛТД». Там планируется развивать производство одноразовых шприцов. Оборудование уже закупили. Однако большинство цехов старого МИЗа стоят пустые. Легче снести и построить новые.

И это воспринимаетсянаселением, конечно, крайне негативно. В городе, где столько людей работали на медицину, убивается давняя производственная культура. Подобная ситуация и в Тумботине. И в то же время правительство области дает «зеленый» свет китайской компании «Снабполимер медицина» (зарегистрирована в Москве), выделяет ей участок на Бору. Китайцы тоже собираются производить шприцы и другой инструментарий для хранения и переливания крови. Планируется создание 200 рабочих мест, утверждает президент компании Ван Вэй-Вэнь.

На все дороги – миллион

«На Ворсме повышенные показатели Павловского района никак не отразились, - рассказали нам в администрации города. - Судя по доходам нашего населения, 10 тысяч рублей - уже праздник. Люди вахтуют, разъезжаются по Северам, в Москву и по области. Вот нам на город, где 40 км дорог, дали в этом году 1 млн рублей с небольшим из Дорожного фонда, что хочешь – то и делай. А ГИБДД уже выписало кучу предписаний. Договорились в кредит щебенку взять в гремячевском карьере. И мы, конечно, смотрим с удивлением, как там в Нижнем Новгороде за 4,2 млрд рублей будут делать 4 км Молодежного проспекта».

В Сергачском районе, который тоже неожиданно оказался среди «сильных территорий», с тревогой ждут 1 апреля – срока, до которого работники Сергачского сахарного завода отправлены в отпуск. Собственник предприятия - казанский холдинг «АК Барс» в конце 2015 года вдруг решил продать нижегородский актив. Руководство завода перестало платить поставщикам, за газ и электричество. Полрайона работало на сахар, десятки хозяйств выращивали свеклу.

Областные чиновники, засучив рукава, взялись искать покупателя, пеняя татарским собственникам на нерадивость. Губернатор Шанцев в начале марта сообщил, что «работу по Сергачскому заводу продолжаем». Собственник предприятия взял на себя обязательство до начала посевной погасить долги перед поставщиками. Речь шла о нижегородских сельхозпроизводителях, которые обеспечивали завод сырьем.

Известно, что потенциальные покупатели актива уже ездили в Татарстан. Но пока сделка даже не заявлена. А посевная ждать не будет. Как бы опять не посеять пустые обещания.

Лед и рапс в Сеченово

А вот за соседний Сеченовский район стоит порадоваться. Там местные аграрии вложились в сельхозтехнику – сортировальную, лущильную сушильную – порядка 160 млн рублей по льготным программам и район здорово поднялся в рейтинге. Есть большие планы по масляничным культурам – рапсу, рыжику, если экспортировать за границу – будет супер выгодно.

Построили в Сеченове и ледовый дворец, это еще около 50 рабочих мест. Пока объект не передан на бюджет муниципалитета, лед выходит не очень затратным. Среднемесячная зарплата в районе выросла, говорят в администрации, до 19 тысяч рублей. Но опять же опасаются, что уже в этом году финансовые показатели могут упасть. Потому что у крупнейшего предприятия, структурного подразделения «Волготрансгаза» (обслуживает магистральный трубопровод) продолжаются внутренние «перестроения». Автотранспортный цех по бумагам будет переведен в головное предприятие, в Сеченове останется только «труба», и по налогам, говорят, район проиграет.

Более 400 человек заявили к увольнению на предприятиях Нижегородской области в феврале 2016 года, об этом государственную службу занятости уведомили 108 организаций.

Всех в Сколково

В Нижегородской области 12 монотерриторий, однако острота ситуации ушла, считают в минэкономике, потому что предприятия не заявляют о больших сокращениях. И нет, говорят чиновники, в Нижегородской области городов, которые соответствовали бы федеральным критериям, и кому срочно надо оказывать помощь.

Что лукавить, большинство градообразующих гигантов уже перестали быть таковыми. Оптимизация прошла после 2008 года, теперь все, как в деревне, – перекосов нет.

Правда, в этом году интерес к моногородам у центра проснулся. Областное минэкономики в массовом порядке отправляет представителей территорий учиться в Сколково. Созданный недавно федеральный Фонд развития моногородов выделяет господдержку на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры. Но нужно обучиться, представить и защитить конкретные проекты.

- С Фондом развития моногородов регион ранее не взаимодействовал, - поясняют в облправительстве, -

однако сейчас возникает новая возможность. Федеральный центр готовит единый перечень мер поддержки моногородов, и все они получат возможность участвовать в различных видах поддержки.

Риски ухудшения положения в моногородах есть – это Заволжье, Ворсма, Кулебаки, Навашино и поселок Мухтолово. Затормозилось создание промпарка на территории Заволжского моторного завода. Его хотели сделать площадкой для привлечения зарубежных производителей автомобильных компонентов. Но в ближайшие два года автопром не будет драйвером роста. Балахнинскому бумкомбинату «Волга» удалось реструктурировать долг перед энергетиками, однако ситуация там остается очень напряженной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 30 марта 2016

Заголовок в газете: По бумагам у нас все есть!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру