Александр Кулаков: «Область не хочет тратить на нижегородские дороги»

Цена афонинской трассы – 100 млн рублей за километр

Имя активиста проекта «ЗА честные закупки» Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Александра Кулакова все чаще появляется в СМИ. Именно по его заявлению уже дважды отменялся конкурс на реконструкцию проспекта Молодежный, остановлено несколько весьма спорных госзакупок, ущерб от которых исчислялся бы миллионами рублей. 

Цена афонинской трассы – 100 млн рублей за километр

- Давайте, поговорим о вашей работе. Из последнего – жалоба по поводу капитального ремонта афонинской дороги и информация по поводу завышения сметной стоимости инвестпроекта строительства школы.

- По поводу школы информации пока мало, там только инвестпроект был одобрен. Видимо, сделка будет заключена ПАО «РУК» с единственным подрядчиком без проведения конкурентной процедуры торгов, что не отвечает целям и задачам №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Цена вопроса почти четыреста миллионов рублей. Это значительно выше аналогичных типовых проектов, реализуемых в других регионах, например, в Ингушетии. Средняя цена по России аналогичных проектов на сто – сто пятьдесят миллионов меньше!

- Возникает ощущение, что у нас сто миллионов сюда - сто миллионов туда – роли на играет. А время изменилось. Если народ затягивает пояса, то и от власти ждут рационального расходования денег.

- Налицо нежелание наших областных властей экономить. Сотрудники правоохранительных органов рады бы помочь, но они бессильны, так как их  руководство дружно с руководством региона. Их бьют по рукам и не дают заниматься такими громкими проектами. Я сам работал в силовых структурах (уволился в 2005 году), я понимаю. Еще тогда была  негласная установка руководства территориального главка МВД «не трогать» работников правительства области. С одной стороны, это ужасно, с другой – что делать, если власть такая? Какой-то замкнутый круг получается! Отчасти эта причина и побудила меня уйти из МВД; не хотелось больше работать «на корзину».

Вот руководство местного УФСБ, я знаю, более трепетно относится к фактам нерачительного использования бюджетных средств. У них разработки доходят до логического конца. Все мы помним ряд министров областного правительства, которых УФСБ привлекла к ответу. На слуху уголовные дела в отношении бывшего министра Нижегородского правительства Лабузы, министра государственного имущества и земельных ресурсов Макарова  и др., в отношении которых сотрудники местного УФСБ проводили ОРМ. Сразу видно, что в данном ведомстве и руководство и оперативные сотрудники находятся на своем месте и ответственно делают свою работу.

- А областная прокуратура?

- Здесь важно желание к выявлению и пресечению правонарушений в сфере госзакупок. Вижу, что оно начинает появляться и у работников прокуратуры области. Жалко, что на сегодняшний день у них мало сотрудников, специализирующихся только на нарушениях  закупочного законодательства (44-ФЗ, 223-ФЗ). Это очень сложный пласт работы, ведь там нужно хорошо знать не только федеральные законы, но и сотни подзаконных нормативных актов к ним, которые часто меняются. Прокуратура, получая обращения активистов проекта Фонда «ЗА честные закупки» ОНФ о нарушениях в тех или иных закупках с признаками преступлений, зачастую просто переправляет их в территориальное УФАС. Они не понимают, что рассмотрение обращений, в которых усматриваются признаки уголовного преступления, находится вне компетенции антимонопольного управления. Оно проверяет только процедуру торгов: как была составлена документация, законно или не законно, но не исследуют признаки состава преступления. Поэтому, хотелось бы видеть более продуктивной работы  со стороны прокуратуры .

- Когда началась работа фонда «ЗА честные закупки» и ОНФ, люди восприняли это хорошо. Но сейчас хотят большего. Факты вскрываются, а дальше? Кто-то наказан? Деньги в бюджет вернулись?

- В декабре 2013 года я выявил сомнительную закупку при строительстве нового учебного корпуса в академии МВД, где в свое время учился. По моему обращению на имя депутата Госдумы в конечном итоге было возбуждено уголовное дело. Там обнаружилось хищение денег путем завышения объемов выполненных работ. В ходе расследования вся сумма ущерба была возмещена в бюджет, а это около 100 млн. рублей. На сколько я знаю, сейчас это уголовное дело находится на доследовании и в ближайшее время уйдет в суд. Так что зря вы говорите, что ничего не возмещается. Просто мы этого с вами не видим, а правоохранительные органы не всегда публикуют свои решения.

- Давайте вернемся к Нижегородской области. Что у нас происходит с афонинской трассой?

- Меня попросили проверить документацию по этой закупке сотрудники нижегородских СМИ. Я в выходные ее изучил. Там более полутора тысяч листов. Нужно было понять, что там происходит. При изучении проектно-сметной документации доступной для ознакомления на сайте госзакупок, можно сделать вывод, что перечень работ указанный в ней относится не к капитальному ремонту автомобильной дороги, а к работам по её реконструкции, поскольку в результате изменяются параметры линейных объектов или их участков (частей). Так, согласно проектно-сметной документации, ширина проезжей части некоторых участков данной дороги расширяется с 7 до 14 метров,  полностью перестраиваются инженерные сооружения и коммуникации (водопроводные сети, канализация, электрические сети и др.), количество полос движения увеличивается с двух до четырех. Это, согласно пункта 14.1 части 1 Градостроительного кодекса РФ, относится к реконструкции линейных объектов капитального строительства.

Следует обратить внимание, что правительством области была предусмотрена целевая программа именно на ремонт дорог и финансирование контракта осуществляется из этих средств. Если прокуратура докажет, что подрядной организацией фактически ведется не ремонт, а реконструкция, то к ней и заказчику возникнет вопрос, где разрешение на строительство. Потом будет инициировано возбуждение дела об административном правонарушении по статье 9.5 КоАП РФ. Может зайдет речь и о нецелевом расходовании бюджетных средств со стороны заказчика. Это уже уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 285. 1 УК РФ. Если прокуратура согласится с моими выводами, она будет вынуждена вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам нарушений уголовного законодательства. Срок проверки по данному обращению месяц. Будем ждать решения прокуратуры.

- О каких суммах идет речь? Насколько целесообразна эта закупка вообще?

- По 100 млн рублей за один километр получается. 2,7 км дороги на - 267 млн рублей. Я посмотрел комментарии нижегородцев, они согласны, что нет острой необходимости вкладывать столько денег на реконструкцию именно этого участка дороги. Ведь есть же более актуальные проблемы. Ямы и выбоины на улицах и дорогах. Например, на Звездинке, на Ильинке (участок  дороги от ЗАГСа до Нижегородского суда), на Молитовском мосту, да мало ли их по всему городу. Стоит открыть портал РосЯма, там многие из этих мест отмечены нижегородцами. Но никто из областных властей не обращает на эти «убитые» городские дороги ни какого внимания, хотя есть же областная  программа по ремонту дорог, есть средства в областном бюджете,  и можно проводить закупки и ремонтировать дороги, в том числе и Молитовский мост. Но, как я понимаю, из-за разногласий между администрацией города и правительством области, власти региона, видимо, не хотят тратить эти деньги на Нижний Новгород, при этом не забывают о своих, не совсем актуальных для нижегородцев, интересах по расширению дороги в Афонино. Однако нижегородцы не должны быть заложниками в этой ситуации.

- А вообще кто-то оценивает, насколько нужен людям тот или иной объект? Тот же проспект Молодежный, на нем ведь особо интенсивного движения и нет. С другой стороны, есть действительно узкие места, где из-за качества дорог машины идут с низкой скоростью. Там всегда пробки. Руководство не видит, что на дорогах делается?

- Высказывания автозаводцев свидетельствуют, что реконструкция проспекта Молодежный не избавит от пробок этот район. Дорога упирается в станцию метро. Никакой развязки там нет. Нужно искать альтернативные варианты и прислушиваться к мнению горожан. Например, по набережной Оки когда-то планировался дублер проспекта Ленина,  также предлагались варианты реконструкции  Южного шоссе, строительство трамвайных путей  до аэропорта.  Реконструкция проспекта Молодежный  неактуальна, поскольку в настоящее время дорога в аэропорт мало загружена и то количество общественного транспорта на ней совершенно спокойно справляется с потребностями горожан и гостей города. Маршрутки в аэропорт идут полупустыми и также полупустыми возвращаются обратно. Можно либо трамвай туда протянуть – это километр рельсов, либо добавить несколько новых маршрутов. Они бы справились. Так что сам проект реконструкции Молодежного весьма спорный и нецелесообразный, как по расходованию бюджетных средств, так и по востребованности.

- Чем вызваны ваши обращения в ФАС по реконструкции этого проспекта?

- Проект реконструкции Молодежного включал в себя не только реконструкцию, но и строительство нового участка дороги с искусственными дорожными сооружениями, что соединять нельзя в одном проекте категорически. Поэтому ФАС России 01 марта 2016 года  признал обоснованной мою жалобу, установил, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием не соответствует требованиям закона о контрактной системе и обязал заказчика, уполномоченный орган до 18 марта аннулировать определение поставщика на право заключения государственного контракта на реконструкцию проспекта Молодежный, а также разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информацию об этом. Что и было исполнено на минувшей неделе.

С точки зрения актуальности, думаю, на ближайшем заседании городская Дума рассмотрит мою инициативу и направит обращение в Правительство России об изменении целевого назначения выделяемых на реконструкцию Молодежного средств, направив их на ремонт дорог, мостов, а также благоустройство улиц города Нижнего Новгорода. Все гости Чемпионата Мира 2018, приезжая в город, будут  любоваться не реконструкцией Молодежного, а прежде всего самим городом.

Понятно, что данный проект пролоббирован руководством области для «своего» подрядчика.

- В общем, экономика у нас неэкономна. ФОКами вы ведь интересовались?

- Да, в свое время я обращал внимание прокуратуры области и следственного комитета на строительство и сдачу в аренду трёх ФОКов в Нижегородской области (в Павлове, Красных баках и Лукоянове). Кто-то говорил, что их себестоимость порядка 200 -250 млн рублей, а кто-то - что и этого меньше. Так вот 7 октября 2010 года между администрацией Нижегородской области и ЗАО «Волга-Спорт» были заключены три концессионных соглашения №138-П, №139-П, №140-П с дополнительными соглашениями, определяющими порядок финансирования строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в этих райцентрах. При этом реальная стоимость этих ФОКов возросла с 1,4 млрд рублей (стоимость всех трех по указанным договорам) до 2,5, то есть на 1,1 млрд! Это почти в два раза выше обещанной стоимости трех ФОКов по проекту, и почти в три раза выше средней стоимости аналогичных комплексов, построенных в стране. После окончания строительства ФОКов, они были оформлены в собственность ЗАО «Волга-Спорт» и 21 декабря 2011 года переданы в аренду специально созданным для этого Государственным автономным учреждениям Нижегородской области до 31 декабря 2021 года. Стоимость арендных платежей в год составляет 255 млн рублей, что почти сопоставимо со стоимостью одного ФОКа по России (около 300 млн рублей).

Таким образом, почти за пять лет, при таком финансировании через договора аренды, администрация Нижегородской области могла бы самостоятельно построить три ФОКа и сэкономить бюджетные средства на сумму 1,1 млрд рублей.

Но в Следственном комитете и прокуратуре, рассмотрев обращение, не нашли нарушений уголовного законодательства. Вот вам и отношение людей, которые должны стоять на страже интересов государства.

- Может быть, просто не было команды сверху?

- Люди в погонах, служа закону, должны служить народу и руководствоваться в этом только действующем законодательством и ничем больше! Если они этого не делают, то должны уйти со службы.

- Вам-то это зачем?

- Я живу в этом городе. И проблемы города для меня не безразличны. Проходить мимо общегородских бед и расточительства чиновником я просто не могу. Хочется что-то сделать для нижегородцев. Каждый вечер еду по городу – одна-две машины стоят с пробитыми покрышками на Молитовском мосту. Люди не обращаются в ГИБДД, просто ставят запаски и уезжают. Поэтому мне и пришлось взять в руки линейку, рулетку, задокументировать ямы на Молитовском мосту и обратиться в прокуратуру с требованием о наказании нерадивых чиновников.

Неравнодушие меня привело к тому, что я стал активистом фонда «ЗА честные закупки» (с декабря 2013 года). ОНФ является учредителем фонда, отсюда и вытекающие цели, и задачи. Это новая волна общественных контролеров, которые добиваются положительных решений по своим обращениям. Это хорошо. Но наш местный ОНФ как-то стороной стоит. На мой взгляд, у них нет опыта, методичности в работе, цели и даже желания. А нужно от слов переходить к делу. Я дважды обращался в головной ОНФ с просьбой принять меня в актив штаба в Москве, но ответа до сих пор не получил. Надеюсь, что все-таки дождусь его. Ведь так хочется передать свой опыт другим активистам и бороться с расточительством уже на уровне не только проекта «За честные закупки», но ОНФ.

- Вы – один в поле воин?

- Я пытался организовать какие-то встречи с курсантами на уровне академии МВД. Оказывается, у них даже курса нет по выявлению правонарушений в госзакупках. Это очень странно. Они выпускают специалистов, которые борются с нарушениями в этой сфере, но не знают закупочного законодательства. Предложил им прочитать курс лекций. Говорят: «У нас программа, ее нужно утвердить, согласовать в Москве».

Хотелось бы системной слаженной работы. Но бывает, что и один в поле воин, вопреки всему.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 16 марта 2016

Заголовок в газете: Александр Кулаков: «Область не хочет тратить на нижегородские дороги»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру