В поезде всего три вагона. Они гораздо короче, чем обычные. Этот состав называется «рельсовый автобус». Работает на дизельном топливе и по вместимости с автобусом сопоставим.
Случайные пассажиры здесь редкость, большинство друг друга уже давно знает. Кто-то в город ездил на работу, кто-то в магазин, кто-то в больницу, а теперь возвращаются обратно. Несколько лет назад в связи с низким спросом поезд отменили, но жители Богородского и Павловского района дали решительный отпор, и железнодорожное сообщение возобновили. Поезд идет до конечной станции два часа. Автобус преодолевает это же расстояние на полчаса быстрее.
- Не всегда, - утверждает Марина Яковлевна. - Зимой дороги хуже, скорость ниже, аварии, летом заторы. Поездом-то оно надежнее.
За окном проплывает мост через Оку. За разговорами о преимуществах разных видов общественного транспорта мы переехали на правый берег. Поезд резко поворачивает и выезжает на одноколейный участок. Начинаются редкие остановки, на которых никто не выходит, и никто не заходит.
- Это не совсем так, - рассказал корреспонденту «МК в НН» начальник по работе с субъектами РФ «Волго-Вятской пригородной пассажирской компании» Владимир Парамонов. - Дело в том, что есть такие остановочные пункты, на которые, кроме как на поезде, больше вообще не доберешься. Это, например, «Стрелково», «Копнино», если говорить про «павловский ход». Лапшанга, Сухобезводное в северном направлении. Населенность поездов низкая, но, если их отменить, сообщение с областным и районными центрами будет попросту прервано, - поясняет мой собеседник.
- А в чем ваша выгода содержать такие маршруты?
- Каждый год мы с органами исполнительной власти регионов присутствия заключаем соглашения о компенсации затрат на организацию пригородных перевозок. С правительством Нижегородской области мы такое соглашение на 2016 год заключили в еще в декабре. В этом году регион выделит на эти цели 210 млн. рублей.
- То есть ни один поезд отменен не будет?
- Не совсем так. Дело в том, что есть сезонные перевозки, есть популярные направления и не популярные. В конце прошлого года мы отменили один электропоезд «Арзамас – Муром». В скором времени будет прекращено движение рельсового автобуса «Нижний Новгород – Фролищи», но это не значит, что сообщение будет прервано. Во-первых, эксплуатация рельсового автобуса сама по себе весьма дорогая, а во-вторых, там он фактически дублирует электричку. Мы укоротим маршрут до Ильино. Те, кому нужно будет попасть в Нижний Новгород, через 15 минут смогут пересесть на электричку. Неудобство для пассажиров будет только в необходимости пересадки.
- Помните ситуацию год назад, с отменой электричек? Все восстановили?
- В Нижегородской области объём движения сократился на 37 пригородных поездов (с 192 до 155). Начиная с 6 февраля, согласно поручению Президента Российской Федерации, движение пригородных поездов восстановлено в полном объёме. Поэтому доехать можно до всех районов, как и раньше.
- Отмена электричек планируется?
- Нет.
- А стоимость проезда вырастет?
- Уже выросла. Согласно решению Региональной службы по тарифам Нижегородской области стоимость проезда в пригородных поездах с 15 января этого года увеличилась на 9,9 %.
- Почти у всех уже есть автомобили, на которых куда угодно можно доехать. Может, потихоньку пригородные поезда умирают?
- Ничего они не умирают! Вся Европа столкнулась с проблемой пробок в городах. Некоторые страны еще в 30-ых годах прошлого века. Можно, конечно, расширить дороги, но это не панацея. Автомобильный транспорт в этом проигрывает электротранспорту, который ходит по расписанию, еще и природе не вредит.
- Составы старые, холодные. Может поэтому не популярны у нас электрички?
- Нет, составы все теплые мы за этим следим. Кстати, в этом году мы приобретем четыре новых экопоезда.
Кстати
Самые популярные маршруты в Нижегородской области идут из Нижнего Новгорода в Семенов, на Бор, Заволжье и Гороховец. Самыми непопулярные, и как следствие, наиболее убыточные, маршруты Нижний Новгород – Металлист (Павлово), Фролищи – Ильино, Сухобезводное – Лапшанга, а также электрифицированные, но удалённые от областного центра – Арзамас – Муром и Арзамас – Сергач.