Прилепин занял место идейного лидера, как когда-то Немцов

На месте идейного лидера, которое занимал Немцов, обосновался Прилепин

Стоило только Нижнему Новгороду после огромного количества лет, проведённых в «закрытом режиме», распахнуть свои двери, как город и его горожане по-настоящему почувствовали вкус свободы. Ведь это здесь на баррикады в Сормово забирались рабочие, чтобы освободиться от гнёта капитала, здесь Горький пел о буревестнике и здесь в ларьке на окраине города с местными жителями пил пивко академик Сахаров.

У нашего города славная свободолюбивая история. И не удивительно, что именно в нашем городе свой путь в большую политику в самые «свободные», а для отдельных категорий граждан – и самые нищие девяностые начал Борис Немцов. Его полюбили за молодость, амбициозность и нескончаемый популизм: прогуляться по Большой Покровке вместе с Маргарет Тетчер или проехаться по дорогам со стаканом на капоте, чтобы не разбрызгать из него воды.

Борис Ефимович круглосуточно творил вокруг себя новый политический миф. Но не зря политологи говорят, что при Немцове у нас установилась либерально-популистская версия авторитарного режима: политические конкуренты первого губернатора вытеснялись на периферию (помните Андрея Климентьева?), но при этом были полная гласность и доступ журналистов на мероприятия областной администрации (создание иллюзии тотальной открытости власти).

У нас в стране любят «своих ребят». Всю оставшуюся политическую карьеру Немцов провёл именно в таком сформировавшемся образе, даже когда его рейтинг был меньше одного процента, а о былых заслугах народ позабыл. Да и много ли их было?

Отрезвление нижегородцев произошло в кризисные годы. После сытых нулевых Россию разрывало на части от когнитивного диссонанса по вопросам Украины, ковровой бомбардировки СМИ новостями о «бандеровцах», «импортозамещении» и «распятых мальчиках». Русский писатель Захар Прилепин стал собирать гуманитарную помощь ополченцам в Донбассе, пострадавшим от собственной власти жителям Луганска, – всем тем, кто ещё только собирался строить собственную государственность. Бросил клич в Фейсбуке и собрал несколько миллионов рублей на гуманитарку. Работа Захара стала широко известной и быстро обрастала своими сторонниками.

Прилепин не хочет быть политиком, хотя постоянно возглавляет рейтинги возможных кандидатов в депутаты. Он – гражданин и занимается своей деятельностью, руководствуясь исключительно непонятными для современных либералов мотивами альтруизма. И именно в таком свете Нижний Новгород показал высокие для страны в целом результаты по голосованию за патриотические партии на последних выборах.

Сегодня большинство нижегородцев, как и большинство россиян, уже не рвутся к свободе, а, наоборот, почти открыто выступают за наведение порядка в стране и в мире, за сильную руку, ждут от власти защиты и заботы, а равно и ответственности за судьбы страны и людей, то есть, по сути, поддерживают все тот же тоталитаризм, только без либерально-популистского фантика. И на этом фоне спросом пользуются уже не слова о свободе, а конкретные дела и прямые ответы на поставленные вопросы.

Нынешний властитель дум не может быть Немцовым. Это Прилепин, который пишет неполиткорректные тексты накануне заседания жюри национальной книжной премии, понимая, что лучше помолчать хотя бы денёк, и который садится за руль и везет гуманитарную помощь на Донбасс, откладывая работу над рукописью.

Свобода добывается упорным трудом и заключается вовсе не в формальном статусе митингующих на улицах города. Своим примером это показал еще один нижегородец – Юра Староверов, который после огромного объёма работы в качестве главного тыловика «Интербригад» для двух молодых республик отправился за решётку. Староверов наказан за то, что в уже далеком, доукраинском 2012 году принимал участие в несанкционированном митинге в Нижнем Новгороде. В 2014-м Немцов и Прилепин вместе подписывали петицию за отставку губернатора Валерия Шанцева. А тремя годами раньше, 31 мая 2011 года, в том же Нижнем Новгороде, на площади Свободы бок о бок на одной трибуне стояли Борис Немцов, Захар Прилепин и Юра Староверов… Первый был убит в центре Москвы год назад, второй остается одним из самых читаемых писателей России, третий ближайшие три года проведет в тюрьме. Русский выбор.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 19 февраля 2016

Заголовок в газете: От Бориса до Захара

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру