«Баркли» не воплотили ни один заявленный проект в Нижнем Новгороде

Великие московские консолидаторы имеют интерес в Нижнем

У корпорации «Баркли» - «золотого» московского девелопера - не задалось в Нижнем Новгороде. Не воплощен ни один из громко заявленных миллиардных строительных проектов, а их было более десятка. И это не смотря на широко распахнутые навстречу главе корпорации Леониду Казинцу объятия хорошего знакомого - Валерия Шанцева, бывшего вице-мэра Москвы.

Великие московские консолидаторы имеют интерес в Нижнем

Миллиарды не вложили

Не помог и режим максимального благоприятствования, и созданное совместно с облправительством предприятие, чего удостаиваются только самые доверенные партнеры. (Нижегородский губернатор хорошо знаком с Казинцом, чья компания спонсировала подопечный тогда вице-мэру Шанцеву хоккейный клуб «Динамо».) Названное с большой претензией ОАО «Развитие Нижегородской области», куда через аффилированную компанию входила «Баркли», сегодня уже ликвидировано. Но при этом хотя бы удалось избежать больших бюджетных потерь, чего не скажешь о крушении другой, совместной с облправительством и СУ 155 «любимой компании» - Нижегородкапстрой, которая погребла под собой около 500 млн рублей казенных денег.

Проекты столичного застройщика в Нижнем в большинстве были свернуты, но люди и интересы «Баркли» остались. Одно из доверенных лиц Казинца - Константин Мищенко, руководивший тем самым «Развитием Нижегородской области», сегодня вошел в самый неоднозначный коммунальный проект областной власти - НОКК ("Нижегородская областная коммунальная компания" - бывшее ОАО "Нижегородская теплоснабжающая компания").

«У нас с «Баркли» – всерьез и надолго», – говаривал ранее губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

За новым губернатором из Москвы в Нижний подтянулось большое количество менеджеров всех мастей. Многим «взаимные обязательства» до сих пор не позволяют покинуть берега Волги.

Дальний интерес

Вакансии для людей из Баркли открылись, как только Олег Кондрашов, протеже губернатора, был назначен сити-менеджером Нижнего Новгорода. Муниципальный «Нижегородский водоканал» - супер интересный актив даже для московских управленцев. Оборот предприятия - до 10 млрд рублей в год. Золотая жила: качать воду из реки и получать за это деньги. Хорошо еще, что ставший гендиректором Водоканала менеджер из «Баркли» Александр Байер, оказался профессионалом.

Губернатор сразу заявил, что подыскивает инвестора для Водоканала. Дескать, надо модернизировать предприятие, аварий много. Однако выяснилось, что можно обойтись без длинных проектных инвестиций и при этом получить в пользование «неисчерпаемый ресурс». Да и законодательство к этому склоняло.

Александр Байер привел целую команду из «Баркли». Было решено предложить администрации Нижнего Новгорода заключить концессионное соглашение с тем, чтобы отдать предприятие «в эксплуатацию» менеджменту с условием модернизации. В этом случае манипуляции с городским имуществом крайне ограничены – все новые объекты должны возвратиться в казну.

Однако банки охотно обещали кредиты под оборотные средства Водоканала. Ни депутаты гордумы Нижнего, ни мэрия уже не могли вмешиваться в оперативное управление и большинство текущих финансовых операций МУПа стало коммерческой тайной.

При этом город лишался платежей за аренду от предприятия. Трезвые голоса тогда заявляли, что можно обойтись без концессии. Здоровое прибыльное предприятие и так способно было вкладывать в обновление приличные деньги, с пользой для города и без всяких концессий.

Кредиты на «катастрофу»

Сторонним наблюдателям было непонятно, зачем отдавать в пользование людям из «Баркли» такой ресурс. Но амбиции столичных менеджеров требовали…

Под концессию была придумана красивая инвестрограмма, на которую предприятие планировало занять порядка 6 млрд рублей. На водопроводе и канализации должно появиться много «невидимых глазу» улучшений: автоматизация, модернизация, ультрафиолет, озонирование. Хорошая программа, однако за эти деньги можно было сделать больше, переживали депутаты гордумы. И на закупках оборудования менеджеры из «Баркли», похоже, не экономили. Обиженные поставщики жаловались антимонопольщикам.

Вскоре депутаты гордумы узнали, что столичные управленцы совсем не стесняют себя в тратах. На услуги юристов, «покос травы», рекламу и поддержку непрофильных мероприятий тратились сотни миллионов. Зато были сокращены линейные бригады. От жителей и ДУКов участились жалобы на аварии, долгие сроки ремонта сетей, плохое обслуживание.

Для примера, весной одно из садоводческих товариществ в нагорной части Нижнего осталось без воды на три недели, хотя заплатило Водоканалу за все услуги. УФАС выписал штраф предприятию на сто тысяч рублей, но, видимо, это как слону дробинка.

При этом задачи увеличения объемов ремонта и перекладки сетей концессионерами не ставилось. Понятно, здесь труднее раздувать бюджет: трубы и зарплаты рабочим имеют вполне конечные размеры. А от аварий и утечек нас, дескать, спасет умная система «Гидрограф».

В результате в прошлом году Нижний получил две крупнейших аварии: на ул. Горной и Комсомольском шоссе. Ущерб от них больше, чем затраты на «Гидрограф».

Только на расследование причин коммунальных катастроф Водоканал потратил около миллиона рублей, наняв сторонних специалистов. Возможно, чтобы отстоять свою позицию в суде, если будут претензии прокуратуры.

Но все эти обстоятельства не мешали менеджерам из «Баркли» чувствовать себя превосходно на финансовой трубе. Какие-то улучшения на предприятии, конечно, были проведены. Но по стоимости они меньше, чем объемы заимствований, которые сделал Водоканал за три года в разных банках, а сама инвестпрограмма вдруг выросла на 2 млрд.

Операция «перехват»

Примечательно, что отчитываться о выполнении концессионного соглашения перед городом будет уже не Александр Байер. В 2014 году губернатор «забрал его к себе» в правительство области под новые задачи. Скорее всего, уже тогда ему дали задание создать ту самую областную коммунальную компанию – «НОКК», в которую требовалось включить городской Водоканал и Теплоэнерго. (Существовала версия, что скандальные акции муниципального предприятия «ТЭК-НН» тоже должны были участвовать в этой схеме.)

Ну, а преемственность «Баркли» на городском Водоканале была обеспечена по всем фронтам. Менеджмент предприятия в большинстве сформирован из нужных управленцев. На смену Александру Байеру пришел гендиректор Сергей Агафонов, который ранее от «Баркли» поднимал другой актив – хладокомбинат «Заречный».

Конечно, шоком для «всех друзей» Олега Кондрашова стал другой крупнейший «провал» - не коммунальный. Уголовное дело о продаже по заниженной цене акций муниципального ОАО «ТЭК-НН». Как говорится, «профессор Плейшнер заметил горшок с цветами, но было уже поздно».

Тогда, видимо, начала ускоренно готовиться «операция «перехват». Нужно было передать контрольные пакеты акций "Нижегородского водоканала" и "Теплоэнерго" в областную собственность (в ту самую специально созданную НОКК). Не дать городу возможности вернуть под свой контроль такой денежный актив.

Очевидно, в схеме по консолидации коммунальных активов должен был принять участие Константин Мищенко, то самое доверенное лицо Леонида Казинца, человек для решения деликатных проблем, ставший неожиданно советником губернатора Нижегородской области.

Константина Игоревича уже начали вводить в профессиональное российское «водоканальное» сообщество, где сосредоточен весьма небедный бизнес. В апреле 2015 года почти весь топ-менеджмент Нижегородского водоканала отправился на тусовку Российской ассоциации водоканалов.

Акционерами НОКК стали старые друзья: правительство Нижегородской области - 51% акций, ООО "Лига-А" (Новосибирск) - 24% и то самое ООО "Развитие Нижегородской области" - 25%. Мищенко преобразовал свою «компашку» из ОАО в ООО с прежним названием «Развитие Нижегородской области». Формально «Баркли» вышла из состава учредителей. Но в партнерах у Константина Игоревича оказался нижегородский бизнесмен, в прошлом спортсмен Герман Карачевский (50% - доля участия), который по неожиданному стечению обстоятельств прошел в гордуму по списку ЛДПР и сегодня бдительно следит за всеми движениями вокруг муниципальных предприятий.

НОКК требует

«Неуд» от депутатов и отставка Кондрашова в июле заставили все колеса вращаться ускоренно. У губернатора было собрано совещание «по передаче акций муниципальных ОАО "Нижегородский водоканал" и ОАО "Теплоэнерго" в НОКК», которая должна стать единым региональным оператором жилищно-коммунального хозяйства. И только вынос этих намерений в публичное пространство, возможно, приостановил «каток консолидатора».

Обнародовал протокол по «передаче акций Водоканала и Теплоэнерго» перед депутатами Заксобрания тогдашний глава города Олег Сорокин.

Красивая обертка – за счет горожан?

НОКК была и есть убыточная структура с непонятной экономикой и финансовыми взаимоотношениями внутри, которая, по заключению аудиторов «не может в таком виде функционировать непрерывно». Чистых активов не хватает, имущество, котельные в аренде, поэтому для модернизации требуется дополнительная денежная подпитка.

Схему с коммунальным консолидатором, единым центром по модернизации устаревших систем теплоснабжения в районах области, региональные чиновники отрабатывали давно. Но выбрать партнера, в приличных кругах называемого инвестором, оказалось непросто. Ранее из проекта вышла МОЭК («Московская объединенная энергетическая компания»), оценив риски и вложения – (требовалось25 млрд). Солидная столичная структура не стала вкладываться в ветхие котелки. Эстафету принял видный местный энергетик Дмитрий Аржанов со своим ООО «Нижегородская коммунальная компания».

Однако и эта фирма, проведя модернизацию пары-тройки котельных, решила покинуть проект регионального оператора.

Судя по отчетам, реконструкция котельных на севере области велась за счет краткосрочных кредитов и затем компенсировалась бюджетными субсидиями.

Но, кто давал деньги этому областному консолидатору? Нет, не солидные банки. В числе заемщиков, как говорится отчете аудиторов, энергосбытовая компания «НСК» (Д. Аржанова), домоуправляющие компании из Нижнего Ноговгорода: ДУК Советского района - 5 млн рублей, ДУК Ленинского района - 10 млн рублей и еще ряд дружеских организаций.

То есть, в ущерб жителям и домам, которые заплатили деньги ДУКам за текущий ремонт и прочее, их денежки отправили в «оберточную компанию», то ли на ремонт котельной в Шахунье, то ли на управленческие расходы.

Вообще, проект модернизации котельных в северных районах под большим вопросом. Потому что туда по большому счету надо вести газ, а не перестраивать с угля на опилки.

Ресурс на исходе

Под плохие залоги банки кредиты не дают. Но если в убыточную компанию затащить прибыльные Водоканал или Теплоэнерго, то из оборотных средств можно оплачивать сказочные кредиты. И здесь люди из «Баркли» должны, конечно, помочь. В правительстве области возлагали на них большие надежды, говорили, что «объединив ресурсы разных компаний, можно привлечь в качестве инвестиций больше средств, которые будут направлены на модернизацию существующих коммунальных сетей, что в итоге приведет к снижению издержек».

При этом «Нижегородский водоканал» уже в концессии. Это будет двойная концессия? И двойной управленческий аппарат?

Стоит отметить, что энергетики Дмитрия Аржанова должны были выйти из этого проекта с бонусом. Как сказано в протоколе совещания от 04.06.2014 (председатель - тогда Вр. и. о. губернатора), «НКК» завершает деятельность в качестве основного инвестора, и правительство области должно «обеспечить соблюдение законных интересов».

Тогда же было решено, что ОАО «Теплоэнерго» войдет в коммунальный проект в качестве основного партнера правительства Нижегородской области.

И - внимание! – «на софинансирование

по консолидации активов нужно предусмотреть из бюджета Нижегородской области - 255 млн. руб. и  245 млн. руб. - из средств ОАО «Теплоэнерго», сказано в протоколе.

На каком основании за счет средств потребителей - горожан, должны быть профинансированы достаточно непрозрачные проекты и наполовину частное предприятие? Почему муниципальное Теплоэнерго должно обогревать чужие квартиры и карманы?

Пока, по заверению его гендиректора Владимира Колушова, предприятие не вступило в этот проект. Но депутаты гордумы потребовали детального отчета.

Концессию -эту форму государственно-частного партнерства сравнивают как раз с «кормлением» и «откупом», который представлял собой передачу государством права сбора частным лицам (откупщикам) налогов и других государственных доходов за определённую плату.

Недавнее стремительное и демонстративное назначение Александра Попова (выходца из «Баркли», последнего уволенного новой администраций Нижнего Новгорода директора «Нижегородского водоканала») в структуру, которая собирается поглотить Водоканал и Теплоэнерго, говорит только об одном – цели не меняются.

Областная власть идет прежним курсом консолидации прибыльных активов. Свернуть некуда. Созданному сегодня монстру - «Нижегородской областной коммунальной компании» - нужна дополнительная подпитка, чтобы он вообще мог существовать. И чем больше будет вырастать эта «пирамида», тем больше она будет выкачивать средств из прибыльных предприятий. Нужно регулярно побрасывать уголек в топку, чтобы хватило на хозяйственную деятельность и на вознаграждение инвесторам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 19 февраля 2016

Заголовок в газете: Люди «икс» из «Баркли»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру