Проект «Северный обход Нижнего Новгорода» может оказаться провальным

Окажется ли Северный обход очередным мыльным пузырем?

Похоже, нижегородцы становятся свидетелями крушения глобального заблуждения под названием «Северный обход Нижнего Новгорода», давно озвученного и культивируемого властями. Впрочем, нам не привыкать к тому, что прожекты остаются только на бумагах и макетах.

Плотина-то без моста!

Недавно на обсуждениях материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства низконапорной плотины у Большого Козино, люди вдруг узнали, что Северный обход может накрыться медным тазом.

Обещанного моста через Волгу, ключевого звена в будущей магистрали, в техзадании на гидроузел почему-то не оказалось! Впрочем, специалисты на федеральном, да и на региональном уровне, об этом знали давно, и в Волжском бассейновом управлении подтверждали, что никакого автомобильного движения по будущей плотине не планировалось.

«Строительство низконапорного гидроузла под Городцом было запланировано еще в начале 2000-х годов, - сообщили корреспонденту «МК в Нижнем» в пресс-службе Росморречфлота, заказчика проекта. - Проект включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортного комплекса России (2010-2020 гг.)» и предусматривает проектирование и строительство гидроузла на Волге за счет средств федерального бюджета. Он мог быть реализован и ранее, если бы снова не была развернута дискуссия по наполнению Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки. Сегодня проект строительства низконапорного гидроузла в составе двухниточного шлюза и плотины проходит завершающую стадию государственной экспертизы. Скорейшая его реализация должна способствовать решению государственной задачи: восстановлению транзитного судоходства на Верхней Волге, ликвидации лимитирующего участка  Городец-Нижний Новгород». 

Планы разошлись

Однако нижегородские чиновники до последнего убеждали, что будет и мост, и плотина. «В первом квартале 2016 года мы планируем завершить проектирование низконапорной плотины, как части Северного обхода, на подготовку проекта выделено 500 млн рублей», — рассказывал два года назад губернатор Валерий Шанцев.

«Надо было Валерию Павлиновичу раньше озаботиться проблемой моста на плотине, - говорили на слушаниях проектировщики - самарский «Техтранстрой». - Если на него ставить мост, то это повлечет значительное удорожание строительства самой плотины. А денег в федеральной целевой программе (ФЦП) выделено совершенно определенное количество – 41 млрд рублей. И финансирование по проекту никто не собирается увеличивать, постановление Правительства N848 датировано 2015 годом».

В правительстве Нижегородской области настаивают, «задание на проектирование Росморречфлот не согласовал с областью, и не соответствует поручению Президента РФ от 20.02.2006 №ПР-269, которое поддерживает предложение региона о строительстве комплексного совмещенного с мостом низконапорного гидроузла».

«По мнению Минтранса РФ, предлагаемый областью вариант приведет к значительному удорожанию стоимости проекта, - добавляют в нижегородском кремле. – Москва предлагает строить его как объект региональной собственности поэтапно за счет средств Дорожного фонда области».

«А ведь было еще совещание секретаря Совбеза РФ и полпреда Президента в ПФО в сентябре 2015 года в Ульяновске, где принято решение о совместной проработке вопроса совмещенного гидроузла, включая механизм софинансирования проектирования и строительства мостового перехода, - указывают нижегородские чиновники. - В адрес Минтранса РФ направлено письмо о необходимости поддержки из федерального бюджета строительства и проектирования мостового перехода».

Из всей этой переписки и «отфутболивания» понятно только то, что Росморречфлот решает государственную проблему судоходства на Волге.

А проблемы вывода транзитного транспорта из Нижнего должен пробивать, видимо, губернатор через Минтранс РФ.

Где раньше были?

Но где все они были раньше - между 2006 и 2014 годом – непонятно. Похоже, пожелания нижегородских чиновников прошли для федералов как «белый шум». Говорят, идею с мостом продвигал замгубернатора Антон Аверин, а после его отставки вопрос подвис.

Сегодня, чтобы войти в этот проект нужно перекувыркнуться через голову. Удорожание плотины за счет моста оценивается в сумму от 10 до 20 млрд. В нынешних реалиях крайне маловероятно, чтобы Минфин РФ расщедрился. Да и из областной казны, вот так, взять и вынуть даже на доработку проекта десятки миллионов, непросто.

Фактически работу придется возвращать назад, корректировать, просчитывать новые нагрузки на плотину, воздействие автомобильного трафика и отправлять документацию на второй круг.

А срок окончания работ по контракту — 1 апреля 2016 года. Строительство должно начаться через год и на «запланированную сумму».

Между тем, правительство области уже зарезервировало земли для строительства Северного обхода сроком на 7 лет, и кто-то, наверняка, сделал на этом свой маленький бизнес.

«Без автомобильного моста плотина на фиг не нужна! - говорили нижегородцы на слушаниях. - Выгода только для судоходных компаний и немножко для туризма. А если будет мост и трасса, то можно развивать придорожный бизнес».

«Павлиныч обещал! Я на сайте областного правительства  в декабре 2015 года об этом читал! - Там и фото были!»  - пишут на форумах. - «Похоже, что этим самым Нижегородская область получила нокаутирующий удар. Строить отдельный мост для Северного обхода регион просто не потянет». «Пусть областная власть отстаивает Северный Обход  перед федеральным центром! Нельзя строить объекты без их максимальной универсальности и полезности!»

В подтопляемом Сормове и Балахне уже брошен клич - собирать подписи «против» гидроузла.

Может, действительно, стоить взяться за что-то более реалистичное и тоже нужное людям? Например, протянуть наконец метро в Сормово, чем ввязываться в очередной «глоб-проект» с неясными перспективами и дополнительными расходами? В области еще не достроен дублер Борского моста, Южный обход, куча объектов к ЧМ-2018.

Фантазии за счет налогоплательщиков

А от мостов и замыслов у нижегородцев уже начинается головокружение. На днях губернатор огорошил всех новостью, что вместо моста в Подновье в партнерстве с Внешэкономбанком планируется тоннель с банком ВТБ.

Этот легендарный третий мост через Волгу область «сооружает» с 2008 года. Вбухано уже столько казенных и около казенных денег, что рука тянется перерезать ленточку. Проект, сделанный за счет бюджета, прошел госэкспертизу. Мост в Подновье оценивался в 70 млрд рублей и его планировали сделать платным. (В 2010 году на переговоры по мосту с известной французской компанией Vinci Concessions в Париж  летал Дмитрий Сватковский, тогда глава мининвеста).

Банку-партнеру были заплачены денежки за концепцию, за дорожную карту, за поиск инвесторов и еще за что-то – на круг выходит до 100 млн. Затем дали еще на «прокорм» некоего «хозяйственного партнерства» 3 млн рублей. По этому поводу были жаркие споры депутатов Заксобрания с чиновниками облправительства.

Под строительство подходов планировалось изъять (и выкупить у собственников за счет бюджета) свыше 1 млн. кв. м земли. И вот, после стольких лет трудов, говорят о замене. «Есть два варианта – построить там либо мост, либо тоннель. К середине 2016 года будет разработан проект, и тогда будем совместно с ВТБ обсуждать возможности его финансирования», - заявил на днях губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. А прежний партнер с областью рассчитался или деньги были потрачены правильно, но с нулевым результатом? Во сколько обойдется обсчет тоннелей и поиск новых инвесторов, готовых «спустить деньги под землю»? В добавок к мосту на плотине? Не слишком ли широко шагаем? Штаны не порвутся?

Фальшь - проекты

Такое впечатление, что многие грандиозные нижегородские проекты - прожекты - придумывались только для того, чтобы чиновникам было с чем поехать на МИПИМ в Канны или еще куда-нибудь в мировую столицу на презентацию.

За десять лет нижегородцы «пережили» презентацию Глоб Тауна в Борской пойме -города «будущего» на полмиллиона человек со сферой-пузырем и тремя башнями. Проект, заказанный у модных итальянцев «Данте О. Бенини», оценивался в 3 миллиона долларов. Там тоже планировалось прорыть тоннель под рекой для метро и автомобилей.

Но «иных уж нет, други далече»… Грандиозные фантазии - «Сити-Стрелка» и Ледовый дворец на Комсомольской площади- изначально были нежизнеспособными, без учета землепользования и реальных затрат.

Бывший сити-менеджер Нижнего Олег Кондрашов сватал на МИПИМе для хоккейной арены французов-инвесторов. А областные власти планировали заманить «на лед» корейцев или китайцев, даже в Гонконг летали на «разведку». За казенный счет, разумеется.

Открыть развлекательный кластер на 200 га под городом Горбатовым - в развитие индустрии нижегородского барина и большого режиссера Никиты Михалкова- тоже, похоже, в ближайшие годы не удастся. На разработку проекта под условным названием «Окская звезда» было выделено около 2 млн рублей областных денег. Красочную концепцию два года назад нарисовали в ННПЦ «Практика», презентацию в минпредпринимательства планировали выпустить на русском, английском, немецком, французском и китайском языках. С тех пор про «Голливуд» в Горбатове ни слуху, ни духу.

Объясняли, что регион решился на затраты, поскольку «области нужен качественный туристский продукт, удовлетворяющий требованиям российских и иностранных граждан».

Большинство других, тоже ярких турпродуктов - в натуре воплотить пока не удалось. «Нарисовали» за бюджетные деньги - по миллиону два за проект - и положили под сукно. Некоторым скоро десяток лет стукнет. А какие красивые картинки были! Диснейленд - «Город Пушкинских сказок» в Болдино и Львовке; Сокольский «Лас-Вегас» - спортивная марина; "Мининская слобода" с соляными пещерами в Балахне, оптические представления на Светлояре…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Головокружение от прожектов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру